Безопасный город и мчс. «Безопасный город» – принципы построения

Совбез обвиняет регионы в том, что "Безопасный город" обычно используется только для пополнения местных бюджетов за счёт штрафов и не способен обеспечить безопасность горожан, в том числе и на грядущем ЧМ-2018.

На недавнем заседании Межведомственной комиссии Совета Безопасности большие генералы из разных ведомств обсуждали систему "Безопасный город". Это аппаратно-программные комплексы из терминалов экстренной связи и видеокамер, которые круглосуточно следят за порядком в мегаполисах и городах поменьше. Опыт использования "Безопасного города" расстроил комиссию: зачастую вся система состоит только из видеокамер, которые ничего не видят ночью и имеют слабое разрешение. Записи с них обычно используют гаишники для наказания нарушителей и пополнения местных бюджетов. России через полтора года предстоит встречать Чемпионат мира по футболу, а "Безопасный город", как говорят в Совбезе, к этому просто не готов. Силовики также опасаются, что система теоретически доступна для взлома хакерами. В итоге комиссия обязала региональные власти привести систему в порядок.

Источник Лайфа в спецслужбах рассказал, что заседание по "Безопасному городу" начиналось за здравие. Выступали замминистра МЧС Александр Чуприян и руководитель главного научного подразделения МВД - НПО "Спецтехника и связь" - Андрей Нечаев. Они говорили, что база для развития системы уже создана и что региональные власти договорились, как им взаимодействовать.

Однако вскоре выяснилось, что, хотя договорённость и есть, технологическая база отсутствует. Оборудование в разных регионах разрозненное, да ещё и не дотягивает до минимальных технических требований. Техника и ПО часто несовместимы друг с другом, возникают конфликты при обмене данными. Камеры, которые должны уметь до мельчайших деталей фиксировать событие, будь то простая кража кошелька или серьёзное разбойное нападение, по факту в нескольких регионах не позволяют даже рассмотреть номера на машинах.

Имеющиеся в ряде регионов видеокамеры зачастую не снабжены ночным режимом работы, имеют низкое разрешение, не позволяя детально рассмотреть элементы обстановки, распознать внешность человека или прочитать номерные знаки машин, - приводит источник высказывания участников совещания.

В довершение всего докладчики рассказали ещё об одной проблеме. Записи, по которым можно будет, например, найти и идентифицировать убийцу, злодея или простого правонарушителя и помочь раскрыть преступление, хранятся на серверах не более пяти суток. Но самая большая проблема, отмечают докладчики, даже не в этом, а в том, что информационные ресурсы и серверы региональных "Безопасных городов" до сих пор не объединены "в одно информационное пространство".

Причинами такого печального положения, по мнению комиссии, стали скудное финансирование и плохая оплата труда тех, кто сидит по ту сторону монитора и следит за всеми тысячами камер. Как итог - нет должной технической оснащённости, зато есть текучка кадров.

Чтобы справиться с этими проблемами, Межведомственная комиссия предложила увеличить финансирование на программу "Безопасный город" и поднять зарплату сотрудникам, которые работают с этой системой. Деньги, отметили в комиссии, нужно брать не только из бюджета. Если предложения примут, то деньги на обслуживание комплексов видеонаблюдения будут брать из частных средств. Например, у собственников торговых центров или спортивных сооружений. Отдельным параграфом идут поручения объединить разрозненные базы в одну и подключить к ним Росгвардию.

Ещё одно опасение у комиссии вызвал приближающийся чемпионат мира - в тексте доклада прямо говорится, что "Безопасный город" к приёму такого массового состязания не готов.

В МЧС подчеркнули: ни один город-участник ЧМ-2018 в России не то что не готов обеспечить безопасность на чемпионате с помощью камер, а даже не начал их устанавливать.

На данном этапе ни в одном из субъектов РФ, принимающих ЧМ-2018, не запущен конкурс на построение сегментов АПК "Безопасный город", - отметили в ведомстве.

Поэтому от тех городов, которые будут принимать чемпионат, до конца 2017 года потребовали завершить все работы по созданию ключевых сегментов "Безопасного города".

Ещё одно опасение разработчиков "Безопасного города" связано с иностранными хакерами. и сотни раз за 2015–2016 годы атаковали объекты критической информационной инфраструктуры России, банки и сайты госорганов. На совещании отметили, что от хакерских атак не застрахованы и камеры и прочая техническая начинка "Безопасного города", поэтому рекомендовали регионам обратить на это особое внимание.

Программу "Безопасный город" в России запустили в 2005 году. Первые автоматизированные системы контроля видеонаблюдения в общественных местах в качестве эксперимента сначала появились в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани и Екатеринбурге. Инициатором тогда выступило МВД в лице начальника Департамента охраны общественного порядка генерал-лейтенанта Николая Першуткина.

Спустя год генерал уже хвастался результатами эксперимента. По его словам, в общественных местах, где стояли камеры, уличная преступность снизилась на 11–17%. Это и разбойные нападения, грабежи и просто хулиганские выходки.

Николай Першуткин от лица МВД на всех совещаниях с региональными властями призывал их искать деньги по сусекам, в местном бюджете и у бизнесменов, чтобы строить "Безопасный город".

А в 2007 году правительство приняло решение о запуске во всех городах РФ аппаратно-программного комплекса "Безопасный город". За это время что-то пошло не так.

За девять лет действия программы системы видеонаблюдения и видеофиксации, установленные в регионах за счёт средств местных бюджетов, совершенно не обеспечивают гражданам защиту от техногенных и природных угроз, да и преступлений тоже, - жалуются Лайфу в МЧС.

В 2014 году правительство решило, что нужна концепция развития "Безопасного города", которую стала готовить межведомственная группа под руководством МЧС, а именно заместителя главы ведомства - Александра Чуприяна.

По данным МВД, в 2016 году в России уже функционируют 207 комплексов "Безопасный город", которые включают в себя свыше 160 тысяч камер видеонаблюдения. Всего же к программе подключены 750 городов и населённых пунктов. В МЧС РФ Лайфу рассказали, что создание глобального комплекса "Безопасный город" в России планируется завершить к 2020 году.

Хорошие результаты система показывает в Москве, Вологде, Санкт-Петербурге, Красноярске, Твери, Краснодаре, Екатеринбурге, Ростове, Казани, - рассказали Лайфу в МВД РФ.

Одним из лидеров в создании АПК "Безопасный город" считается Москва.

Сейчас в столице работает 128 500 камер видеонаблюдения, в том числе в подъездах жилых домов, во дворах, школах, местах массового пребывания граждан, на дорогах и объектах торговли, - заявили Лайфу в Департаменте региональной безопасности столицы.

По данным ГУ МВД РФ по Москве, в 2015 году с помощью АПК "Безопасный город" в столице было раскрыто почти 1800 преступлений, что на 300 больше, чем в 2014 году.

Из бюджета Москвы на "Безопасный город" за последние годы выделено более 143 миллиардов рублей. В регионах другие бюджеты. Так, Калининградская область на создание системы в 2015 и 2016 годах выкроила из бюджета 450 миллионов рублей. Камерами видеонаблюдения уже оборудованы центральные улицы Калининграда и большинство микрорайонов города. В Пятигорске Ставропольского края на внедрение АПК "Безопасный город" в период с 2014 по 2016 год из краевого бюджета было выделено около 200 млн рублей. В Пятигорске системой круглосуточного видеонаблюдения охвачено уже около тысячи социально значимых объектов. А в Уфе в системе обзорного видеонаблюдения "Безопасный город" работает более 300 видеокамер.

Эксперты по системам безопасности говорят, что городские системы видеонаблюдения в России пока находятся на зачаточном уровне. Хотя в некоторых секторах - например, видеонаблюдения на транспорте - есть прогресс.

Сейчас в России нет глобального действующего безопасного города, по факту это пока только видеонаблюдение. В мире это совсем иная концепция, это так называемый умный город, когда все службы и городская инфраструктура завязываются на эту систему. А у нас лишь в 2014 году определили, как это должно выглядеть, до этого каждый понимал концепцию безопасного города по-своему, - пояснила Лайфу представитель компании Skyros, занимающейся установкой систем автоматизации и видеонаблюдения, Елена Семёнова.

Основные проблемы отрасли, по словам Семёновой, сейчас связаны с хранением огромного массива информации, разрозненностью данных и стоимостью покупки и обслуживания оборудования. Семёнова по своему опыту подтвердила тезисы, высказанные на совещании, - действительно, много трудностей из-за несовместимого программного обеспечения и того, что оборудование от разных производителей не всегда легко синхронизировать и привести к единому знаменателю. В то же время, по словам эксперта, у нас всё движется к тому, чтобы все данные объединить, но процесс этот может занять годы.

Что касается проблем с подготовкой "Безопасного города" к ЧМ-2018, то тут Елена Семёнова воздержалась от прямых оценок, успеют ли регионы эту систему установить до чемпионата или нет. Она отметила лишь, что власти регионов, принимающих ЧМ, уже пытались организовать тендеры на установку систем видеонаблюдения в 2016 году, но аукционы пришлось перенести, видимо, из-за проблем с финансированием.

Но есть и положительные моменты в развитии "Безопасного города".

Несмотря на ряд проблем, которые ещё не решены, в России уверенно растёт качество систем, связанных с контролем и видеонаблюдением на общественном транспорте и на дорогах, - отметила эксперт.

Безопасный город – место, в котором мы живем

Решение для «Безопасного города» должно быть надежным и интеллектуальным, заботиться не только о безопасности, но и комфортной жизни граждан, должно быть эффективным, расти и развиваться вместе с городом.

Наш опыт позволяет создавать надежные системы безопасности для городской инфраструктуры, способные быстро реагировать на тревожные события, тем самым снизить уровень преступности: угоны автомобилей, ограбления, разбойные нападения, кражу имущества, вандализм.

Возможность подключения датчиков к системе безопасности и мониторинг в реальном времени, способны предотвращать аварийные ситуации по водо- и теплоснабжению, отслеживать состояние инженерных сетей и решать большой спектр задач на объектах ЖКХ. Система позволяет следить за дорожной и экологической обстановкой в городе и способна эффективно контролировать все жизненно важные объекты городской инфраструктуры.

Базовые потребности городских и муниципальных органов власти

  • Видеоконтроль за состоянием общественного порядка в местах массового скопления людей, на транспортных узлах с задачей выделения и сопровождения отдельных людей, документирования событий
  • Видеоконтроль и видеоохрана культурных и архитектурных центров с целью выявления, документирования актов вандализма
  • Возможность экстренной связи граждан со специальными службами
  • Контроль загруженности транспортом автодорог города
  • Автоматический розыск автотранспорта
  • Автоматизированный контроль за нарушением ПДД
  • Контроль за состоянием улиц, с целью организации их уборки, определение фактов и мест аварий магистральных инженерных коммуникаций, оперативный контроль за тушением пожаров

Защита объектов городской инфраструктуры

При выборе решения в области безопасности для своего города приоритет отдается защите городской инфраструктуры и людей, которые в нем живут. Сегодня город - олицетворение современной жизни, бурный ритм которой требует от человека больших эмоциональных и физических затрат, и создание комфортных и удобных условий для проживания очень важная задача. И нам важно сделать жизнь в городе комфортной, удобной и безопасной.

Эти требования не возможно не учитывать. Поэтому решение для «Безопасного города» должно быть умным, заботиться не только о безопасности, но и комфортной жизни граждан, должно быть экономически эффективным, расти и развиваться вместе с городом.

Автоматизированная система "Безопасный Город" повышает эффективность работы всех городских служб по обеспечению безопасности населения:

  • Обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности;
  • Повышение эффективности действий оперативных служб: МВД, МЧС, ГИБДД и др., координация их действий;
  • Пресечение антисоциального поведения и вандализма;
  • Возможность оперативного получения информации с объектов города и доступа к видеоархивам;
  • Усиление защищенности стратегически важных объектов города;
  • Повышение скорости оповещения и предоставления актуальной информации населению об угрозе возникновения кризисных ситуаций.

Эффективное управление инцидентами

VideoNet позволяет организовать центры ситуационного мониторинга – мощные аппаратно-программные комплексы для контроля и наблюдения за охраняемыми объектами любого уровня сложности.

Вся информация от систем сводится в единый центр мониторинга и отображается на экранах рабочего места оператора. Управление всей системой, независимо от ее масштаба и используемого оборудования, осуществляет один или несколько человек. Оператор выполняет контроль ситуации и оперативное реагирование.

Для эффективного решения этих задач автоматизированная система «Безопасный Город» на базе цифровой системы VideoNet обеспечивает:

  • Создание высокоинформативного ситуационного центра с возможностью получения видео/аудио информации, получения приоритета на управление камерами и устройствами, включенными в систему;
  • Круглосуточное централизованное и территориальное наблюдение, регистрация и автоматический анализ видеоинформации от камер;
  • Контроль въезда и выезда автотранспорта (идентификация транспортных средств по государственным регистрационным знакам);
  • Автоматический контроль за нарушением ПДД;
  • Прямую связь граждан с экстренными службами города через систему «Гражданин-Полиция».

Быстрый поиск информации играет ключевую роль

С ростом преступности и террористических угроз, видеонаблюдение становится незаменимым инструментом в выявлении и идентификации преступников. Работа по обработке огромного количества видео материалов, многих терабайт данных для поиска одного конкретного человека может стать сложной задачей. На данный момент задачи по идентификации и локализации местонахождения подозреваемых могут решаться при помощи интеллектуального поиска, который фильтрует и отсеивает огромное количество видеоданных на основе определенных заданных критериев и возвращает максимально быстро результат с полезными данными. Современные инструменты поиска позволяют специалистам службы безопасности в режиме реального времени, или максимально приближенном к нему, обработать данные с сотен и даже тысяч камер за считанные минуты для поиска, например, подозреваемого, пропавшего человека или предмета. Если же говорить о разборе обстоятельств ранее случившихся инцидентов – то инструменты поиска в архиве значительно снижают время разбора ситуации, и что немаловажно, сокращают количество персонала, требуемого для решения такой задачи.

Основным предназначением среды является:

  • поиск информации в базе метаданных по настраиваемым параметрам;
  • одновременный анализ событий по нескольким источникам;
  • отображение результатов запроса в настраиваемых формах представления с обширным инструментарием воспроизведения и навигации;
  • генерация отчетов различных видов и форм по любой из подсистем.

Алгоритмы быстрого поиска в архиве могут быть применены в самых различных областях: городское видеонаблюдение, обеспечение безопасности на транспорте, банковской сфере, логистике и производственных предприятиях. Для быстрого поиска информации в архиве в VideoNet создана среда Аналитики.

Возможности среды могут быть полезны в различных ситуациях, например:

  • выявление объектов, превышающих разрешенную скорость или направление движения;
  • проведение расследования обстоятельств перемещения объекта (угон автомобиля, проникновение, кража и т. п.);
  • определение объектов по цвету;
  • поиск подозрительных лиц;
  • анализ подозрительных ситуаций, зафиксированных в течение некоторого периода времени;
  • одновременный сбор информации о событии со всех доступных источников (например, звук разбитого стекла мог предшествовать зафиксированному движению и т. д.);
  • оценка активности движения объектов, выявление основных потоков передвижения транспорта или покупателей.

Решение полностью независимо от функциональности или типа камер – все вычисления производятся на сервере. Поиск проводится по любому количеству камер в различных комбинациях, с использованием различных сценариев: по всему кадру, по выделенной области, по строго определенным параметрам.

Оператор может задать размеры, пропорции искомых объектов, их цвет, скорость, направления движения. В качестве дополнительных критериев поиска можно выбрать различные типы тревожных событий видео подсистемы, комбинировать их с фильтрами аудиоданных, сообщениями от других встроенных подсистем.

Наши объекты:

  • Безопасный город «Рига» (Латвия)
  • Безопасный город «Ростов-на-Дону»
  • Безопасный город «Новокузнецк»
  • Безопасный город «Набережные Челны»
  • Безопасный город «Асбест»

«Безопасный город» - это муниципальные программы, уже действуют в Москве и во многих других городах России. Официальная точка зрения такова: Программа "Безопасный город" - это интегрированная комплексная система, предназначенная для решения задач обеспечения правопорядка, видеомониторинга, охраны собственности и безопасности граждан в любом уголке города. А по наш взгляд - тотальная система слежки за населением и отлова несогласных с существующим режимом. Хотя... мы не станем переубеждать тех, кто по прочтению материала останется при мнении, что таким образом власти заботятся о безопасности граждан и соблюдению их конституционных прав.

Что же входит в данное решение? Как правило, это:


- Централизованный архив хранения видеозаписей
- Системы контроля доступа и видеомониторинга на чердаках и в подвалах
- Обеспечение безопасности и видеомониторинга детских садов и школ
- Видеомониторинг и распознавание лиц на вокзалах и в аэропортах
- Видеомониторинг и распознавание автомобильных номеров, контроль транспорта и дорог

Основными принципами строительства этой системы являются:

Независимость от расположения объекта, возможность передавать сигнал на большие расстояния - - Возможность совместного использования информации различными службами
- Оперативное управление системой из любого места сети
- Устойчивость работы при наличии большого числа пользователей
- Возможность оперативного масштабирования

Система обеспечивает совместную работу подсистем видеомониторинга, оповещения, информационной системы. При этом обязательной является возможность как локального управления каждой из подсистем, так и возможность контроля и управления всей системой из общего центра. В состав системы обязательно должно входить глобальное хранилище информации. Кроме того, система должна обеспечивать оперативную связь диспетчерских со всеми подразделениями, обеспечивающими безопасность в городе.

В общем виде схема построения беспроводного видеонаблюдения при помощи беспроводных мостов WiMAX будет выглядеть так:

При такой схеме к проводному магистральному сегменту сети подключается базовая станция WiMAX. Базовая станция обеспечивает зону обслуживания, внутри которой могут работать абонентские устройства, к которым подключаются видеокамеры. Базовая станция подключается к центру управления по проводному сегменту сети.

В качестве системы диспетчеризации чаще всего используется программа видеонаблюдения RealShot Manager производства фирмы Sony - мощная, простая в использовании платформа полного управления сетевыми IP-устройствами, включая камеры и файловые видеосерверы. Функции настройки, записи и управления группой камер и серверов реализуются просто, с использованием интуитивного интерфейса пользователя. Гибкие режимы записи, включая ручное управление, запись по расписанию и запись при поступлении сигнала тревоги (мгновенное включение и запись с опережением), а также информация, выводимая на экран, легко настраиваются, обеспечивая удобство доступа пользователя к группе камер.


Пример глобальной сети видеомониторинга.

Запись и воспроизведение могут производиться одновременно, с возможностью просмотра записанного материала во время записи нового. Поиск может вестись по времени/дате, событиям тревоги или добавленным комментариям с использованием thumbnails (миниатюрных изображений), облегчающих процесс поиска. Camera Manager облегчает "тонкую настройку" камер в соответствии с требованиями пользователя и имеющейся полосой частот в сети. Отдельные камеры могут объединять в группы и оптимально конфигурировать (устанавливать частоту обновления изображений, разрешение и качество изображений и др.).

Основные возможности:

Видеомониторинг и управление сетевыми камерами и серверами в одном или нескольких местах;
-- Индивидуально выбираемая конфигурация отображения, обеспечивающая интуитивное, интерактивное представление на экране всей системы видеонаблюдения /мониторинга;

Полная поддержка системы клиент/сервер;
-- ПО клиента (опция) обеспечивает мониторинг неограниченного числа камер; -
-- RSM, ПО web-клиента, позволяет осуществлять мониторинг с любого компьютера в сети;
-- Управление панорамированием, наклоном и масштабированием ТВ-камеры, предустановленные положения и программируемые "обзорные перемещения" камеры;
-- Динамическое маскирование конфиденциальных зон, чтобы они не отображались на экране;
-- Исключительно гибкие функции видеозаписи, запись до 350 кадр/с;
-- Современный поисковый графический интерфейс пользователя обеспечивает быстрое и простое нахождение записей;
-- Воспроизведение во время записи;
-- Сетевой звуковой мониторинг и запись с использованием звуковой системы (опция) или камер;
-- Функции работы с различными входными или выходными сигналами (сигналами тревоги, сигналами датчиков дверей и сигналами других устройств, снабженных переключателями);
-- Функция включения записи при обнаружении активности снижает требования к запасу по полосе частот в сети и емкости устройств памяти;
-- Поддержка преобразования записанных видеосигналов в AVI-файлы для дальнейшего распространения.

Основу любой системы видеонаблюдения составляют видеокамеры. Камеры спроектированы на базе новейших технологий обработки изображений, позволяющие использовать различные форматы сжатия, и имеющие широкие функциональные возможности. Данные камеры оснащены высокоскоростной функцией PTZ (Панорамирование/Наклон/Масштабирование).

Камера видеонаблюдения может свободно, без ограничения, поворачиваться на 360°, что позволяет пользователям производить видеомониторинг всего пространства вокруг камеры, используя только одно это устройство. Кроме того, камера оснащена мощным 26-кратным вариообъективом, позволяющим, изменяя масштаб, очень четко видеть мелкие или удаленные объекты. Рассчитанная на круглосуточную работу, камера видеонаблюдения оснащена функцией День/Ночь и обеспечивает получение разборчивых изображений даже при освещенности 0 лк.

Предлагаемое решение может легко интегрироваться со всеми известными приложениями: Интеграция обеспечит возможность распознавания лиц, автомобильных номеров и многие другие функции.

Таким образом, при реализации решения «Безопасный город» имеем:

Глобальная централизованная сеть видеомониторинга
- Централизованный архив хранения записей фрагментов видеонаблюдения
- Контроль коммунальных служб
- Системы контроля доступа на чердаки и в подвалы
- Пункты экстренной связи с правоохранительными органами
- Обеспечение безопасности детских садов и школ
- Видеомониторинг и распознавание лиц на вокзалах и в аэропортах
- Видеомониторинг и распознавание автомобильных номеров, контроль транспорта и дорог

Структура внедрения комплексной автоматизированной системы (КАС) «Безопасный город»

Структура внедрения системы зависит от пожеланий заказчика (как правило это городская администрация), масштабов системы и задач, которые ставятся перед ней. Ниже приведены принципиальные схемы организации системы «Безопасный город» на примере КАС, внедренной в Москве. На иллюстрациях изображены общегородской и районный сегменты КАС.

Районный сегмент КАС «Безопасный город»

Инженерно-технический центр района – место расположения технических служб, отвечающих за техническое состояние системы, и районного мониторингового центра. Сюда поступают видеоданные со всех камер, установленных в районе, и другая информация, здесь находятся операторы видеонаблюдения и операторы, отвечающие на вызовы из пунктов экстренной голосовой связи.

Управляющая компания – организация, контролирующая техническое состояние системы, определяющая, какое количество камер находится в рабочем состоянии и, соответственно, какую сумму нужно перечислить технической службе за расчетный период. Контроль состояния камер производится при помощи специализированных сервисных видеодетекторов – детектора затемнения, засветки, расфокусировки объектива, подменного изображения и других. (В Москве данные в управляющую компанию поступают через городской сегмент КАС.)

Службы реагирования – МВД, МЧС, скорая помощь и другие службы оперативного реагирования, в которые при необходимости передают вызовы операторы центра мониторинга.

Расчетный центр – ЕИРЦ (единый информационно-расчетный центр) района. Сюда поступают данные системы учета расхода ресурсов для формирования квитанций на оплату коммунальных услуг жильцами. (В Москве эти данные поступают через городской сегмент КАС.)

Также на схеме изображены городские сегменты, за которыми ведется наблюдения в рамках системы «Безопасный город» – жилой фонд, транспортные магистрали (улично-дорожная сеть), места массового скопления людей с пунктами экстренной связи.

Городской сегмент КАС «Безопасный город»

В центре схемы – единый центр, в который поступают и архивируются данные всех районных сегментов системы, и через который осуществляется связь с ЕИРЦ. Отсюда же поступают видео- и аудиоданные на автоматизированные рабочие места в ситуационных центрах МЧС, ГУВД, в центр управления дорожным движением и, при необходимости, в администрацию города. Отсюда по запросу получают данные уполномоченные службы для ведения оперативной работы.

Видеоглаз

«Система компании ITV легко интегрируется с огромным количеством моделей имеющегося у нас оборудования – с компонентами систем ОПС и СКД, с недорогими камерами и устройствами более высокого класса. И она действительно может масштабироваться до бесконечности – пределов на количество серверов и пользователей в системе не установлено».

Для небольших городов может быть вполне достаточно изображенного здесь районного сегмента КАС – в этом случае он превратится в городской сегмент и будет осуществлять связь со всеми указанными службами городского уровня. Возможно объединение систем таких небольших городов с созданием единого республиканского или областного центра, который будет выполнять функции изображенного на схеме городского сегмента, соответственно, на республиканском, областном или любом другом требуемом уровне.

«Интеллект» – универсальная платформа безопасности

Основные функции , которые реализует система на базе платформы «Интеллект», – это видеорегистрация и аудиорегистрация. Видеоподсистема «Интеллекта» обладает всеми преимуществами распределенной архитектуры, включает мощные функции видеоаналитики, обеспечивает высокое качество изображения, стабильность работы, эргономичность и позволяет подключать к системе устройства телеметрии. Возможность записи звука позволяет оператору получить более полную информацию о том, что происходит на охраняемом объекте. Основные преимущества «Интеллекта» заключаются в реализации интеллектуальных функций, которые включают автоматические и полуавтоматические сценарии реакций на события и мощные функции видеоаналитики. Интеллектуальные функции позволяют оптимизировать работу службы безопасности и сделать ее более эффективной.

Автоматизация реакций на события

Одно из ключевых преимуществ платформы «Интеллект» – возможность программирования реакций системы на различные события. При этом, поскольку «Интеллект» объединяет все системы безопасности в единую операционную среду, условием начала выполнения того или иного сценария может быть событие или цепочка событий, происходящих в любой из подсистем, а в самих сценариях может быть задействована любая подсистема комплекса.

В версию «Интеллект 4.8.0» будет добавлен новый диалог «Правила». Он предоставляет возможность создания в интерактивном режиме несложных сценариев действий и реакций на события с использованием условий «И» и «ИЛИ». Сценарии могут быть как полностью автоматическими, так и с предоставлением выбора действия оператору. Более сложные сценарии можно создавать при помощи языков JavaScript и VB Script.

Примеры сценариев

Запуск сценария по срабатыванию видеодетектора . В платформе «Интеллект» реализованы мощные функции видеоаналитики, позволяющие автоматизировать процесс видеонаблюдения. Различные реакции системы могут запускаться при срабатывании того или иного видеодетектора. Например, при срабатывании одного из детекторов движения может стартовать видеозапись – это позволит сократить размер видеоархива и фиксировать в нем только действительно важные события. Изображение с камеры, зарегистрировавшей движение, можно автоматически вывести на отдельный монитор, чтобы привлечь внимание оператора к подозрительной активности. А при обнаружении оставленных предметов оператор получит уведомление в виде всплывающего окна оповещения. «Интеллект» позволяет запрограммировать любые сценарии реакций, исполнение которых начинается при срабатывании какого-либо детектора или группы детекторов.

СКУД и видеоподсистема. Телекамера, установленная на проходной, начинает видеозапись по событию – поднесению карточки-"пропуска" к считывателю. Таким образом создается видеоархив входа в здание и выхода из него всех сотрудников, где видеоролики привязаны к номерам карточек. Впоследствии по этим номерам можно вести поиск информации в архиве.

СКУД и ОПС. Реализуется возможность постановки на охрану и снятия с охраны охранной сигнализации помещений. Для этого в системе создаются соответствующие считыватели и карточки-"пропуска". При поднесении такой карточки к считывателю, отвечающему за включение охранной сигнализации в помещении (например, в комнате, коридоре или во всем здании), сигнализация ставится на охрану. При поднесении карточки к другому считывателю, сигнализация снимается с охраны.

СКУД и видеоподсистема с использованием функции распознавания лиц . Можно реализовать схему, когда доступ к определенным помещениям будет предоставляться человеку только в том случае, если пропуск, которым он пользуется при попытке прохода в эти помещения, действительно принадлежит ему: система идентифицирует личность по видеоизображению и проверяет, принадлежит ли используемый пропуск данному человеку. Подобную схему можно создать на основе модуля распознавания автомобильных номеров, если на предприятии введена система пропусков для автомобилей.

СКУД и модули оповещения. При входе на территорию сотрудника, значащегося как нарушитель режима, у сотрудника службы безопасности на мониторе появляется специальное окно оповещения, либо звучит предупреждающий звуковой сигнал. Внесение сотрудников в базу нарушителей также может производиться с использованием СКУД – для этого создаются специальные карточки, соответствующие определенным нарушениям – например, появлению на работе в нетрезвом виде. Сначала к считывателю подносится такая карточка, затем – карточка нарушителя. Занесение его в список нарушителей происходит автоматически.

«Интеллект» позволяет запрограммировать любые сценарии, задействующие все интегрированные подсистемы комплекса безопасности. По любому из событий впоследствии можно вести поиск информации – например, видеозаписей. Автоматизация реакций системы уменьшает влияние на ее работу человеческого фактора и повышает эффективность работы оператора: система сама выполняет рутинные операции, запрашивая подтверждение человека на какое-либо действие только тогда, когда это действительно необходимо.

Программа «Безопасный город» в Махачкале .
С 2007 года в Махачкале правоохранительными органами совместно с Комитетом по транспорту РД реализуется проект «Безопасный город». Как сообщил корреспонденту РИА «Дагестан» советник председателя Комитета Шахбан Магомедов, на проведение проектно-изыскательных работ и дальнейшее внедрение и развитие проекта потребуется 32 млн рублей. В Махачкале уже установлено 90 видеокамер. Они располагаются на наиболее оживленных участках города.

Программа «Безопасный город» стартует в Нижнем Новгороде.
Программа «Безопасный город» стартует в Нижнем Новгороде до конца 2012 года. Об этом глава администрации Нижнего Новгорода Олег Кондрашов заявил по итогам еженедельного оперативного совещания в понедельник, 26 ноября. Вся информация с камер будет сводиться в единый диспетчерский центр УВД. В дальнейшем будет осуществляться соответствующее реагирование. Особенно важно, что на первом этапе будут установлены видеокамеры.

Ижевск утвердил программу «Безопасный город» .
Накануне, 22 ноября, депутаты Гордумы Ижевска одобрили долгосрочную целевую программу «Безопасный город», направленную на формирование безопасной городской среды. Одним из основных пунктов реализации программы станет установка камер наблюдения в рекреационных зонах, в местах массового пребывания людей, на дорогах.

Например, в Лондоне человек, выйдя из дома и дойдя до работы, примерно 300 раз попадает под наблюдение видеокамерой. И это абсолютно верно. Чипированные люди хотят себя чувствовать спокойно.


Первые шаги «Безопасного города» в Тюмени.
Более 190 видеокамер следят за порядком в областной столице. Причем 36 из них - «умные»: они подают специальный сигнал операторам, если заметили на улице правонарушение. Вся информация с камер поступает в центр оперативного управления УМВД России по Тюменской области.
На минувшей неделе картинки из жизни города могли наблюдать и тюменские журналисты, которых полицейские пригласили на новоселье центра. Работать в тестовом режиме аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» начал с 20 октября.

"Безопасный город" в Ставрополе.
2 ноября. Interfax-Russia.ru - Комплекс "Безопасный город" будет внедрен на территории Ставропольского края, заявил губернатор региона Валерий Зеренков в ходе заседания Совета безопасности.
"Среди мер, принимаемых краевой властью по укреплению правопорядка, - внедрение комплекса "Безопасный город", на оборудование которого в этом году из краевого и муниципальных бюджетов выделяется 120 млн рублей", - сказал В.Зеренков.

"Безопасный город" в Нижнем Новгороде.
Инвестиции в данный проект, представленный региональным департаментом транспорта, составят 858 млн 212 тыс. рублей. На 100% это будут деньги инвестора.
Сам комплекс позволит осуществлять системный контроль за транспортными потоками на пяти стационарных постах ГИБДД, видеофиксация нарушений ПДД будет осуществляться на 67 местах посредством 602 камер. Проект планируется реализовать за 2 года.

Камерами наблюдения планируют оборудовать все жилые дома в Балашихе.
Все жилые дома в Балашихе будут оборудованы камерами видеонаблюдения в рамках системы «Безопасный город». Такую задачу поставил на оперативном совещании на минувшей неделе руководитель администрации городского округа Арсен Кумратов.
Ранее в Балашихе в рамках программы «Безопасный город» уже установили 284 видеокамеры на улицах города, все они выведены на центральный пульт управления в дежурную часть.

В Иркутске обсудили преимущества программы "Безопасный город" .
Всего в городе предполагается установить более 2 тысяч камер наружного видеонаблюдения. В первую очередь видеокамеры и кнопки экстренной связи граждан с полицией разместят в Октябрьском и Правобережном округах областного центра.

На Колыме расширят сеть наружного видеонаблюдения на улицах городов и поселков.
МАГАДАН, 22 ноября. Глава региона Николай ДУДОВ провел заседание межведомственной комиссии по профилактике правонарушений. "Постоянное видеонаблюдение, запись съемок, хранение их в цифровом архиве – это важная часть профилактики правонарушений. Это неоценимая помощь следственным органам при раскрытии совершенных преступлений. Сейчас в Магаданской области с помощью комплекса "Безопасный город" даже отслеживают угнанные автомобили. Региональные власти будут расширять сеть видеонаблюдения и финансировать ее работу", - сообщил губернатор региона Николай Дудов.

"Безопасный город" в Самаре .
Реализация программы «Безопасный город» предполагает бюджет в 600 миллионов рублей, на сегодняшний день освоено 280 миллионов, выделенных правительством Самарской области. К текущему моменту 106 камер видеонаблюдения установлено в парках, скверах и наиболее криминогенных местах Самары. Всего на улицах города планируется установка 245 камер. Такое же количество уже имеется на платформах, входах и выходах городского метрополитена, 170 камер сейчас работают на Железнодорожном вокзале и 35 – в торговых центрах Самары. Пунктов быстрой связи с полицией на сегодняшний день в Самаре 6, к концу года их количество увеличится до 26, а к 2015 – до 80.

"Безопасный город" в Обнинске.
В шкoлax нayкoгpaдa ycтaнoвили кaмepы видeoнaблюдeния, a в ближaйшee вpeмя oни бyдyт ycтaнoвлeны и в дeтcкиx caдax.
В Климовске увеличено количество объектов видеонаблюдения на улицах города
Городские власти продолжают работу по увеличению мест наружного видеонаблюдения в Климовске. Теперь на улицах города установлено еще четыре камеры. Изображение с них в режиме реального времени передаётся на пульт дежурной части в городской отдел полиции на экран IP-видеосистемы.

"Безопасный город" в Карелии.
По информации замначальника Эксплуатационно-технического управления по делам ГОиЧС РК Игоря Щетинина, сегодня в Карелии установлено 109 видеокамер, из которых 90 работают в Петрозаводске, и 29 пунктов экстренной связи «гражданин-полиция», из них 18 в столице республики. Технические средства для постоянного контроля за оперативной обстановкой также действуют в Кондопоге, Сортавале, Медвежьегорске, Питкяранте и Лахденпохья. В состав подсистемы мониторинга подвижных объектов входят 31 комплект бортового оборудования навигационно-мониторинговой системы «Аркан СМ», терминальными устройствами оснащено 139 автомобилей полиции.

800 видеокамер следят за порядком в Донецке.
Идея создания системы видеонаблюдения «Безопасный город» возникла еще в 2005-ом году, у тогдашнего руководства городского управления внутренних дел. Естественно, главный импульс для развития системе дало проведение в нашем городе Евро-2012 – нужно было обеспечить безопасность гостей чемпионата, а без надежного видеонаблюдения это сделать очень сложно.
Сейчас система состоит из более чем 800 камер видеонаблюдения, расположенных в различных точках города, и ведущих круглосуточное наблюдение, и Центра оперативного реагирования, куда стекается вся информация, где она записывается и хранится.

Сто видеокамер появится на улицах Иркутска.
Итак, на городских улицах появится 100 видеокамер. Места эти уже подобраны на основе криминальной статистики мест, где наиболее часто совершаются преступления.
- Всего же городу необходимо 2200 камер наружного видеонаблюдения, - говорит полковник полиции. – Оснастят криминогенные точки также кнопками экстренной связи с полицией, датчиками нагрузки на дорожное полотно и датчиками состояния атмосферного воздуха. Вся информация будет сливаться в специальный Центр управления. Все, что касается, преступлений – передаваться нам.

"Безопасный город" в Сургуте.
Сургутянам тоже объявили, что в текущем году на улицах их города появятся 60 новых видеокамер. И все системы "Безопасный город" скоро вольются в единую окружную под названием "Безопасный регион". Центр мониторинга в Ханты-Мансийске будет аккумулировать всю информацию и следить за порядком на дорогах всей Югры.

"Безопасный город" в Курске.
Видеомониторинг организован на территории лесов, где расположены детские оздоровительные лагеря, и на проблемных участках дорог. В городе работают 24 видеокамеры. Конечно, этого недостаточно. Реализация программы будет продолжена. До конца года в местах массового скопления и на выездах из дворов проспекта Клыкова появятся еще 10 камер видеофиксации, – отметил начальник управления по делам ГО и ЧС при администрации Курска Александр Новицкий.
Мэр Тольятти Сергей Андреев побывал в Ситуационном центре
Это один из основных узлов создаваемой системы «Безопасный город». Главная цель центра заключается в обработке информации, поступающей по разным каналам, в том числе – с видеокамер, установка которых уже ведется.
Пока в тестовом режиме в Тольятти работает 39 камер, а всего в ближайшие пять лет на дорогах города и в местах массового скопления людей появится 500 приборов.

"Безопасный город" в Сочи.
По сообщениям западных отраслевых сайтов, в Сочи внедрят полное портфолио продуктов для видеонаблюдения от NICE Systems. Это система многофакторного ситуационного менеджмента NICE Situator и ПО управления видеонаблюдением городского уровня NiceVision Net 2.5. Масштаб решения - 1400 видеоканалов. Внедрением занимается российский ИТ-интегратор «Астерос».
"Безопасный город" в Невинномысске
Два года в Невинномысске действует муниципальная целевая программа «Безопасный город», признанная победителем первого Всероссийского конкурса городских практик. За это время на средства местного и краевого бюджетов приобретено и установлено на улицах города больше 100 видеокамер. В рамках муниципальной целевой программы по профилактике правонарушений отдел МВД России по городу Невинномысску, кроме четырех новых служебных автомобилей, получил 22 ручных металлодетектора.

"Безопасный город" в Ярославской области.
Установка комплексных систем «Безопасный город» и «Безопасный регион», состоящих из камер видеонаблюдения и программно-аппаратного комплекса, позволяющего выводить сигнал на мониторы дежурной части и фиксировать на жесткие диски, в Ярославской области началась в сентябре 2009 года во исполнение поручения Президента РФ об обеспечении безопасности граждан. За три года – с осени 2009 по осень 2012-го – установлено 1068 камер видеонаблюдения в общественных местах, на улицах, в торговых центрах городов Ярославской области. Сигналы с них выведены также в дежурную часть.

Хабаровские перекрестки начали оборудовать видеокамерами .
По словам Олега Гроо, установка видеокамер на перекрестках станет началом реализации новой комплексной программы развития транспортной структуры Хабаровска «Интеллектуальный город», концепция которой сейчас разрабатывается. Также вскоре в распоряжение городских властей органами внутренних дел будет передана автоматизированная система управления светофорами и сеть камер видеонаблюдения, установленных на грузонапряженных транспортных узлах дальневосточной столицы, что позволит своевременно корректировать движение по ним. Это оборудование Хабаровск получил ранее в рамках про-граммы «Безопасный город».

«Безопасный город» действует в Элисте.
Программа «Безопасный город» действует в Элисте с 2008 года. Однако, по словам начальника Центра информационных технологий, связи и защиты информации МВД по РК Алексея Босхомджиева, на сегодняшний день в городе установлено всего 13 видеокамер, из которых функционируют лишь четыре. Для того чтобы программа заработала в полную силу, отметил докладчик, необходимо ее финансирование из бюджета Элисты, также к решению проблемы должно подключиться правительство республики.

20 01.2013. Материал подготовлен с использованием публикаций сайтов: www.microtest.ru, www.bpplanete.ru, www.pioner.kz

Наименование Государственной программы города МосквыЦели Государственной программы города Москвы

2011 год Факт

2012 год Факт

2014 год Факт

2016 год Прогноз

2018 год Прогноз

Задачи Государственной программы города МосквыКоординатор Государственной программы города МосквыОтветственные исполнители подпрограммСоисполнители подпрограмм

2012 год Факт

2013 год Факт

ВсегоРасходы бюджета города МосквыСредства федерального бюджетаСредства юридических и физических лицЭтапы и сроки реализации Государственной программы города Москвы
Комплексное обеспечение безопасности населения и объектов на территории города Москвы, в том числе:- снижение уровня преступности до среднего показателя по Центральному федеральному округу;- снижение рисков чрезвычайных ситуаций, повышение защиты населения и территорий города Москвы от угроз природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;- повышение готовности органов исполнительной власти города Москвы по вопросам мобилизационной подготовки экономики;- минимизация нарушений .
Конечные результаты Государственной программы города Москвы с разбивкой по годам реализации Государственной программы города Москвы

Наименование конечного результата

Единицы измерения

2010 год Факт

2013 год Факт

2015 год Прогноз

2017 год Прогноз

Уровень доверия населения к органам исполнительной власти города Москвы в сфере обеспечения безопасности (процент от числа опрошенных - не менее) процентов
1. Предупреждение террористических акций и повышение в 2012-2013 годах до 60-65% доли объектов транспортной инфраструктуры, городского хозяйства, социальной сферы и спорта, уникальных, высотных и подземных сооружений, мест с массовым пребыванием людей, оборудованных инженерно-техническими средствами безопасности и антитеррористической защищенности, и до 100% к 2018 году - строящихся и введенных в эксплуатацию.2. Ежегодное снижение на 1-2% общего количества преступлений, в том числе на улицах, в местах массового пребывания и отдыха граждан, тяжких и особо тяжких, на 2-3% количества преступлений, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних, экстремистской направленности, лицами, освободившимися из мест лишения свободы и состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях.3. Уменьшение на 10-15% количества коррупционных правонарушений в органах исполнительной власти города Москвы по сравнению с 2010 годом и уровня коррупционных проявлений, определяемого на основе опросов населения и представителей бизнеса.4. Снижение на 2-3% количества преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, выявленных в местах массового досуга населения и в образовательной среде.5. Сокращение ежегодно на 2-3% количества дорожно-транспортных происшествий, погибших в них, числа административных правонарушений в сфере безопасности дорожного движения по сравнению с 2010 годом.6. Увеличение доли правонарушений, раскрытых с помощью камер видеонаблюдения (жилой сектор) с 4,5% в 2010 году до 30% в 2018 году.7. Ежегодная минимизация ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций, пожаров и происшествий на водных объектах.8. Совершенствование уровня мобилизационной подготовки экономики органов исполнительной власти города Москвы.9. Снижение на 7-9% уровня незаконной миграции, формирование полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам региональной безопасности и информационной политики
Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы,Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы,Управление делами Мэра и Правительства Москвы,
Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы,Департамент здравоохранения города Москвы,Департамент культуры города Москвы,Департамент городского имущества города Москвы,Департамент образования города Москвы,Департамент социальной защиты населения города Москвы,Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы,Департамент физической культуры и спорта города Москвы,Департамент развития новых территорий города Москвы,Департамент финансов города Москвы,Департамент межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями города Москвы,Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы,Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы,Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы,Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы,Департамент строительства города Москвы,Департамент торговли и услуг города Москвы,Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы,Департамент капитального ремонта города Москвы,Департамент труда и занятости населения города Москвы,Департамент градостроительной политики города Москвы,Департамент города Москвы по конкурентной политике,Департамент культурного наследия города Москвы,Департамент экономической политики и развития города Москвы,Комитет общественных связей города Москвы,Государственная инспекция города Москвы по качеству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия,Объединение административно-технических инспекций города Москвы,Префектура Восточного административного округа города Москвы,Префектура Западного административного округа города Москвы,Префектура Зеленоградского административного округа города Москвы,Префектура Северного административного округа города Москвы,Префектура Северо-Восточного административного округа города Москвы,Префектура Северо-Западного административного округа города Москвы,Префектура Центрального административного округа города Москвы,Префектура Юго-Восточного административного округа города Москвы,Префектура Юго-Западного административного округа города Москвы,Префектура Южного административного округа города Москвы,Префектура Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы
Объем финансовых ресурсов по всем источникам с разбивкой по годам реализации Государственной программы города Москвы

Наименование

Источники финансирования

Расходы (тыс. руб.)

2014 год Факт

2015 год Прогноз

2016 год Прогноз

2017 год Прогноз

2018 год Прогноз

Государственная программа города Москвы "Безопасный город" на 2012-2018 годы
Этап 1: 01.01.2012-31.12.2012Этап 2: 01.01.2013-31.12.2013Этап 3: 01.01.2014-31.12.2014Этап 4: 01.01.2015-31.12.2015Этап 5: 01.01.2016-31.12.2016Этап 6: 01.01.2017-31.12.2017Этап 7: 01.01.2018-31.12.2018

Город Москва - столица, субъект и крупнейший город Российской Федерации, в котором проживает около 8% населения страны, является политическим, административным, промышленным, транспортным, финансовым, научным и культурным центром Российской Федерации. На территории столицы находятся органы законодательной, исполнительной и судебной власти Москвы и Российской Федерации, свыше 2500 промышленных предприятий, в том числе 17 радиационных, 40 химических, 6 биологически и эпидемиологически опасных объектов, пожароопасные объекты, около 3800 образовательных организаций, свыше 3000 учреждений культуры, большое количество финансово-кредитных организаций.

Обеспечение безопасности города Москвы не только как столицы и субъекта Российской Федерации, но и как крупнейшего города страны с более чем десятимиллионным населением является необходимым условием обеспечения жизни и деятельности его жителей, соблюдения их законных прав и свобод, эффективного функционирования системы управления, экономики, городского хозяйства, транспорта и связи, развития социальной и духовной сфер общества.

Накопленный за последние годы опыт реализации задач по обеспечению безопасности города Москвы неизбежно приводит к выводу о необходимости применения комплексного подхода при их выполнении.

С принятием Московской городской Думой Закона города Москвы от 19 марта 2008 г. N 14 "О единой системе профилактики правонарушений в городе Москве" в целом завершена работа по созданию системы профилактики правонарушений.

Положительный опыт работы города Москвы по формированию многоуровневой системы профилактики правонарушений был рассмотрен и одобрен 24 декабря 2008 г. на заседании Правительственной комиссии Российской Федерации по профилактике правонарушений.

Создана и функционирует Московская городская территориальная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разработаны основы правовой базы ее функционирования, совершенствуется научное обеспечение решения проблемных вопросов в области защиты населения и территории города Москвы от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности.

Совместная целенаправленная деятельность органов исполнительной власти города Москвы, ГУ МЧС России по г. Москве, ГУ МВД России по г. Москве, УФСБ России по г. Москве и Московской области, других правоохранительных органов, реализация мероприятий профилактики правонарушений, борьбы с преступностью и обеспечения безопасности граждан в городе Москве на 2006-2010 годы позволили избежать обострения криминогенной обстановки, снизить количество чрезвычайных ситуаций.

В 2010 году по сравнению с 2005 годом количество убийств и покушений на убийство сократилось с 1331 до 582 (в 2,3 раза), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью сократилось на 26,4% с 1870 до 1377, грабежи сократились на 37% с 24 160 до 15 129, разбойные нападения с 5715 до 2872 (в 1,2 раза), кражи из квартир сократились на 45,4% с 13 985 до 9615, хулиганство с 2956 до 1174 (в 2,5 раза), преступлений, совершенных несовершеннолетними или с их участием с 3398 до 1145 (в 2,9 раза), в состоянии алкогольного опьянения - с 11 366 до 4988 (в 2,3 раза), актов терроризма и покушений на терроризм с 12 до 5 (в 2,4 раза).

Количество дорожно-транспортных происшествий за этот период сократилось на 16,1% с 14 018 до 11 756, а число погибших в них уменьшилось на 30,9% с 1103 до 762, раненых на 16,0% с 16 184 до 13 592. Число погибших детей снизилось в 2,3 раза с 28 до 12, раненых на 22,4% с 1345 до 1043.

Количество пожаров на территории города Москвы с 2005 по 2010 годы уменьшилось на 23,8% с 10 818 до 8246, а погибших в них людей на 48,4% с 455 до 235 человек. Количество чрезвычайных ситуаций сократилось на 88% с 93 до 11, число утонувших в результате происшествий на воде сократилось на 25,5% с 192 до 143.

Вместе с тем в 2010 году уровень преступности на 100 тыс. населения в городе Москве остался более высоким, чем в среднем по Центральному федеральному округу (1762,0 преступлений; ЦФО - 1619,8), а деятельность международных террористических организаций, иные негативные факторы криминогенного, техногенного и природного характера в настоящее время представляют реальные угрозы стабильному развитию города Москвы, повышению качества жизни населения.

Нахождение в Московском регионе лиц, возможно причастных к деятельности зарубежных радикальных исламских организаций экстремистского толка;

Активизацию деятельности образовательных организациях , созданных "нетрадиционными исламскими" религиозными организациями, с позиций которых осуществляют свою деятельность, направленную на вербовку, исламистские экстремистские организации, что может способствовать реализации угроз конституционному строю Российской Федерации.

Эти факторы негативно воздействуют на психологический климат в городе, привлекательность города Москвы как центра деловой активности и туризма и приводят к ощутимым экономическим потерям.

Требуют усиления антитеррористической защищенности объекты транспорта и транспортной инфраструктуры, жизнеобеспечения города, особо опасные производства, места массового пребывания людей.

Кроме этого, продолжающийся рост количества проектируемых и строящихся на территории города Москвы уникальных, в том числе особо опасных и технически сложных объектов, а также активное освоение подземного пространства повышает уровень террористических угроз как на отдельных уникальных объектах, так и на территориально-высотных комплексах.

В силу ряда геополитических условий, в первую очередь статуса столицы, географического положения, относительно высокого уровня жизни в городе Москве осуществляется незаконный оборот наркотиков. По экспертным оценкам, в городе в 2010 году насчитывалось более 150 тысяч наркозависимых лиц. Несмотря на некоторое уменьшение количества выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (в 2010 году - 10 944, 2009 году - 12 799), необходимо принять дополнительные меры по выявлению и пресечению организованных групп и преступных сообществ, осуществляющих доставку и сбыт наркотиков. Наибольшую опасность представляет распространение наркотиков в образовательных организациях и организациях, осуществляющих деятельность в сфере досуга.

Опасным явлением для общества является вовлечение в противоправную деятельность несовершеннолетних, в дальнейшем пополняющих ряды преступников. Несмотря на снижение общего числа преступлений, совершенных несовершеннолетними, в 2010 году в сравнении с 2009 годом отмечается рост их тяжести. В 2010 году подростками совершено 30 убийств и покушений на убийства, правоохранительными органами Российской Федерации выявлено 15 фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, 88 разбойных нападений, 200 грабежей и 112 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Почти каждое четвертое преступление в городе совершается лицами, ранее уже совершавшими преступления, что требует усиления внимания к надзору за поведением, социальной реабилитации москвичей, вернувшихся из мест отбывания наказания.

Что такое "Безопасный город"?

Темпы жизни в современных городах постоянно растут. Усложняется городская инфраструктура, растет количество входящих в нее систем. При этом единого информационно-управляющего комплекса, осуществляющего контроль их работы, до сих пор не существовало. Для управления техногенной средой мегаполиса и обеспечения безопасности его жителей требуется новый, комплексный подход. Современные условия диктуют нам необходимость создания систем безопасности нового поколения. Систем, которые будут осуществлять постоянный контроль работы всех компонентов городской инфраструктуры и вести постоянное наблюдение за всеми происходящими в городе событиями. Систем, служащих для предотвращения чрезвычайных ситуаций, а в случае их возникновения немедленно информирующих соответствующие службы для немедленного их устранения.

А так как любой город - это сложная и разнородная инфраструктура, которая динамично развивается, и, соответственно, еще более усложняется, то и к системе, обеспечивающей безопасность города, предъявляются особые требования. Основные из них можно сформулировать так: надежность, устойчивость и бесперебойность работы в круглосуточном режиме. Ярким примером такого решения является система «Безопасный город», фундамент которой - программно-аппаратный комплекс «Интеллект» производства компании ITV.

«Безопасный город» - это автоматизированная система для удовлетворения основных потребностей города, основанная на комплексе программно-аппаратных средств и организационных мер для обеспечения видеоохраны и технической безопасности, а также управления объектами жилищно-коммунального хозяйства и другими распределенными объектами в масштабах города.

Структурная схема комплекса «Безопасный город»

В рамках системы «Безопасный город» могут быть реализованы задачи обеспечения охраны и безопасности объектов городской инфраструктуры различного назначения: улиц, дорог, стратегических объектов, жилых домов, торговых центров, стадионов, метрополитена и т.д. Комплекс ставит перед собой цель сбора и анализа информации, поступающей от различных городских подсистем, и обеспечение их эффективного совместного функционирования с целью создания комфортной и безопасной среды обитания. Видеонаблюдение за подъездами, улицами и площадями, контроль качества оказываемых коммунальными хозяйствами услуг, контроль пожарной автоматики, затопляемости и загазованности в жилых домах, информационные терминалы в различных точках мегаполиса - все это и многое другое включает комплекс «Безопасный город».

Подсистемы «Безопасного города»

«Безопасный город», в настоящем его виде, можно сказать, вырос на базе видеонаблюдения. Эта подсистема и по сей день остается наиболее «видимой», эффектной и характерной его частью. Практически каждая вторая реализация проекта «Безопасный город» начиналась с системы видеонаблюдения. Видеонаблюдение используется чаще всего в местах массового скопления людей: площади, вокзалы, оживленные перекрестки, места отдыха и развлечений горожан. Эта система может оказать неоценимую помощь в процессе предупреждения и раскрытия правонарушений.

Однако было бы ошибкой считать, что единственной задачей системы является борьба с преступностью. Город - очень сложный многоуровневый механизм, для обеспечения безопасности которого необходимо поставить под контроль все его составляющие. Поэтому, со временем комплекс «Безопасный город» был дополнена разнообразными функциональными модулями. Сейчас, кроме уже упомянутого видеонаблюдения, в него входят следующие подсистемы:

  • охранно-пожарная сигнализация - обеспечивает противопожарную безопасность зданий и помещений - как жилых, так и производственных;
  • инженерная (аварийная) сигнализация - включает в себя датчики на затопление и загазованность помещений. В зависимости от объекта и характера среды могут дополняться другими видами аварийных датчиков, например, радоновыми;
  • система мониторинга доступа в технические помещения - осуществляет контроль доступа, например, на чердаки и в подвалы, предоставляет права доступа только техническому персоналу, обслуживающему объект;
  • система диспетчеризации лифтового хозяйства - основана на работе специализированных приборов, которые подключаются параллельно к лифтовым шкафам и собирают всевозможные параметры лифтов, в том числе обеспечивают передачу голоса;
  • система включения и выключения инженерного оборудования - регулирует работу инженерных систем в зданиях и помещениях. Например, включение и выключение помп, дымоудаления, вентиляции;
  • общедомовая и индивидуальная интегрированная система подсчета ресурсов. Общедомовая система позволяет контролировать качество поставляемого ресурса: горячей и холодной воды, тепла и электроэнергии путем наблюдения за параметрами подаваемого ресурса. Так, существуют определенные нормы температуры и давления для горячей воды и тепла, напряжения и частоты для электроэнергии, которые должны соблюдаться, и это контролируется общедомовой системой. В свою очередь, индивидуальная система только учитывает поставляемый ресурс. Подсчет ресурсов позволяет городским властям контролировать эффективность работы эксплуатирующей дом организации. В свою очередь, эксплуатирующей организации эта система дает возможность наблюдать и своевременно восстанавливать жилищный фонд, а, значит, предоставлять более качественные услуги;
  • диспетчерская экстренная (голосовая) связь - основана на работе специальных приборов, проводных или беспроводных, которые располагаются на улицах города, во дворах, около метро, на остановках общественного транспорта и в других местах массового движения горожан. Предоставляет возможность экстренной связи для вызова необходимой помощи, например, сотрудников МЧС или скорой помощи, милиции или аварийной службы. Диспетчерская связь осуществляется через call-центр, в задачи которого входит прием экстренных вызовов, а также их переадресация в соответствующие службы;
  • геоинформационная система - представляет собой интерфейс взаимодействия для внешних пользователей (городских властей, обслуживающих и эксплуатирующих организаций). Поскольку эти пользователи в своей деятельности отталкиваются от определенных адресных параметров, за основу построения интерфейса взят картографический принцип. Такая топографическая система предоставляет удобное средство масштабируемости выбранного объекта (от целого города до одного дома).

Совсем скоро в составе подсистем «Безопасного города» появится еще одна - «Авто-Интеллект», позволяющая контролировать характеристики транспортных потоков, а также, в качестве дополнения - автоматически определять номерные знаки транспортных средств.

Структура «Безопасного города»

Структурно «Безопасный город» представляет собой древовидную схему, которую мы рассмотрим на примере жилого сектора. Каждый объект (дом) оборудован целым комплексом подсистем: системой видеонаблюдения, датчиками учета ресурсов, охранно-пожарной сигнализацией, подсистемой контроля доступа и т. д. Все данные с каждого объекта поступают в единый опорный узел. Такой узел может объединять и несколько домов - это определяется масштабом города, удобством сбора данных и решением инсталлятора. Из опорных узлов информация передается в оперативно-технический центр (ОТЦ). Возможен и другой вариант топологии системы: опорных узлов нет, данные со всех объектов поступают непосредственно в ОТЦ. Естественно, ничто не мешает инсталлятору реализовать и смешанную топологию «Безопасного города», используя разные варианты построения совместно.

В опорном узле размещается сервер, предназначенный для оцифровки видео, преобразования аналогового сигнала и его передачи, кратковременного хранения данных, приема информации от датчиков учета ресурсов и трансляции всех этих данных в ОТЦ. Оперативно-технический центр предназначен для сбора всей информации и ее долгосрочного хранения, а также оповещения служб оперативного реагирования в случае нештатной ситуации. Иногда ОТЦ целесообразно разделить на два отдельных центра: оперативный и технический. В оперативном центре размещается персонал, который контролирует данные видеонаблюдения, принимает сигналы экстренной связи, инженерной и охранно-пожарной сигнализации, а также ведет контроль параметров учета ресурсов. В техническом центре размещается дежурный административно-технический персонал. Здесь организованы административные рабочие места и специальные рабочие места контроля работоспособности системы. В техническом центре собрано все серверное и телекоммуникационное оборудование.

С технологической точки зрения «Безопасный город» относится к гибридным системам, поскольку объединяет в единый комплекс оборудование и приборы различных производителей. Интегрированная архитектура позволяет осуществлять одновременное управление всеми городскими подсистемами с реализацией любых функций независимо от типа установленного оборудования, его производителя, места размещения, технических характеристик.

Другими словами, система «Безопасный город» имеет фундамент и надстройку. Фундамент - программно-аппаратный комплекс - обеспечивает совместимость и взаимодействие всех элементов надстройки - подсистем «Безопасного города». Он является своего рода и транспортом, и администратором, передающим данные между модулями, обрабатывающим их, а также обеспечивающим совместную работу всех элементов. Основными требованиями, предъявляемыми к программно-аппаратному комплексу, являются надежность и возможность наращивания системы без прекращения ее функционирования. Оба эти свойства обеспечиваются распределенной модульной архитектурой. Распределенная архитектура позволяет разделять функции системы между расположенными в разных местах ядрами. (Например, одно ядро, представляющее собой видеосервер, управляет системой видеонаблюдения, другое отвечает за работу охранно-пожарной сигнализации и т. д.) Это дает возможность наращивать систему «вширь» - интегрировать подключать к единому комплексу новые объекты. Кроме того, таким образом обеспечивается надежность всего комплекса в целом: при выходе из строя одного из ядер другие продолжают работать. Модульность подразумевает, что различные подсистемы включаются в комплекс в виде модулей. Это позволяет, во-первых, выбирать индивидуальную конфигурацию для каждого объекта (скажем, использовать охранно-пожарную сигнализацию, видеоподсистему и отказаться от системы контроля доступа), а, во-вторых, подключать в случае необходимости новые модули, то есть наращивать комплекс «вглубь».

Фундаментом «Безопасного города», как уже отмечалось, является программно-аппаратный комплекс «Интеллект». Он содержит средства оцифровки, обработки и передачи видео-, аудио- и иной информации, средства координации имеющихся подсистем, программный инструментарий мониторинга и администрирования, средства для взаимодействия в распределенной среде. Эта технологическая платформа для управления различными подсистемами и обеспечения их взаимодействия разработана компанией ITV.

Программно-аппаратный комплекс, лежащий в основе «Безопасного города», дает возможность не только «видеть», но и «действовать». Интеллектуальная среда поддерживает любую логику функционирования подсистем, направленную на решение задач безопасности. При определенных событиях оборудование будет реагировать по заранее заданному алгоритму - воспроизводить сигналы тревоги, отправлять экстренные сообщения или видеофрагменты в соответствующие службы, автоматически включать системы пожаротушения и т. д.

В рамках системы «Безопасный город» очень четко регламентирован механизм реагирования на опасную ситуацию. Информация с телекамер передается на мониторы, расположенные в ОТЦ, кроме того, могут быть оборудованы удаленные рабочие места для подразделений ГУВД, МВД, МЧС и т. д. Если наблюдаемая «картинка» выглядит подозрительно, оператор мгновенно подает сигнал дежурному, который высылает по данному адресу группу вневедомственной охраны. При необходимости в число пользователей могут быть включены скорая помощь, аварийно-спасательные и другие службы оперативного реагирования.

Примеры внедрения

Системами «Безопасного города» оборудуются объекты жилого и коммунального сектора, школы и детские сады, места массового скопления людей. Кроме того, к единому комплексу могут быть подключены аэропорты и вокзалы, поезда и вагоны метро, автотранспортная система и автомагистрали, телевизионные башни и другие важные объекты. «Безопасный город» является гибкой системой, которая позволяет управлять неограниченным количеством объектов, объединяя в единое цифровое пространство все области безопасности и жилищно-коммунального хозяйства и решая для каждого объекта индивидуальные задачи.

В настоящее время «Безопасный город» построен в нескольких городах России, а также на Украине. В их числе - Москва, Санкт-Петербург, Донецк, Новосибирск, Красноярск, а также Электросталь Московской области и Шлиссельбург Ленинградской области. Конечно, пока комплекс не охватывает всю территорию этих населенных пунктов и не включает в себя все возможные подсистемы. Однако проекты развиваются, и есть все основания предполагать, что со временем территориальный охват и степень интеграции подобных систем будет только расти.

В настоящее время в Санкт-Петербурге развернут пилотный проект «Безопасный город», он носит название «Комплексная система диспетчеризации, учета ресурсов и безопасности жилого дома». В рамках проекта объединены системы теплоучета, видеонаблюдения, голосовой связи, диспетчеризации лифтов, охранная и пожарная сигнализации, подсистемы, контролирующие освещение подъезда, расход воды, придомовую территорию, датчики затопления и вскрытия подвалов и чердаков.

Проект привлек к себе пристальное внимание государственных структур, поскольку основная его цель - минимизировать расходы по управлению жилищным фондом и обеспечить безопасность жителей Санкт-Петербурга.

Мнение эксперта:

Михаил Губанов, генеральный директор компании «ДомАск» , входящей в ассоциацию «Безопасный город», определил главную задачу проекта так: «Комплексная система мониторинга и безопасности внедряется для того, чтобы сэкономить городские деньги, затрачиваемые на ликвидацию аварий, краж, вандализма, и сберечь деньги жильцов, которые зачастую вынуждены оплачивать не оказываемые услуги. Таким образом, будут созданы серьезные предпосылки для ускорения проводимой в нашем городе жилищно-коммунальной реформы. Красноречивы и первые выводы подготавливаемого технико-экономического обоснования, которые свидетельствуют о несомненной окупаемости предлагаемого решения. Срок окупаемости должен быть не более 5 лет».

Яков Волкинд, директор
Северо-западного представительства
компании ITV