Композиторы венской классической школы. Музыкальная Австрия

Венская классическая школа (нем. Wiener Klassik) – художественное направление в европейской музыкальной культуре 2-й половины XVIII – начала XIX веков. Представители – Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Бетховен. Художественными принципы представлены в музыке 1780-х – 1810-х годах, так как в раннем творчестве Гайдна и Моцарта они только складывались, а в поздних произведениях Бетховена ощутимая близость романтизма.

Деятельность композиторов венской школы подготовлена художественным опытом их предшественников и современников, включая итальянскую и французскую оперу и инструментальную культуру, достижения немецкой музыки (Г. Ф. Гендель, И. С. Бах и его сыновья, мангеймська школа). Огромную роль в становлении Венской школы сыграл музыкальный быт Вены – крупнейшего музыкального центра, музыкальный фольклор многонационального Австрии. В венских классиков тесно связано с общим подъемом австро-немецкой культуры, с Просвещением накануне Великой французской революции. Творческие идеи венских классиков тесно соприкасаются со взглядами Г. Э. Лессинга, И. Г. Гердера, И. В. Гете, Ф. Шиллера, И. Канта, Гегеля, с некоторыми положениями французских энциклопедистов.

Для искусства представителей Венской школы характерны универсальность искусств, мышления, логичность, ясность художественной формы. В их произведениях органично сочетаются чувство и интеллект, трагический и комическое, точный расчет и естественность, непринужденность высказывания. В творчестве венских классиков выражено динамическое понимание жизненных процессов, что нашло наиболее полное воплощение в сонатной форме и обусловило симфонизм многих их произведений. С симфонизмом, в широком смысле, связан расцвет ведущих инструментальных жанров эпохи – симфонии, сонаты, концерта и камерного ансамбля, окончательного формирования 4-частная сонатно-симфонического цикла (см. Циклические формы). Музыка композиторов Венской классической школы – новый этап в развитии музыкального мышления; для их музыкального языка характерны упорядоченность, централизованность в сочетании с внутренней разнообразием, богатством. В их творчестве формируются классические типы музыкальных структур – период и др.; индивидуализируется музыкальный тематизм.

Расцвет Венской школы совпал с общим процессом становления симфонического оркестра – его стабильного состава, функциональной определенности оркестровых групп. Сложились основные классические типы камерных ансамблей – фортепианного трио, струнного квартета и др.; из музыки для сольных инструментальных особенно выделилась фортепьянная. Оперное творчество Моцарта открыло широкие перспективы развития различных типов оперы – лирической и социально-обличительной комедии, драмы музыкальной, филоськои оперы-сказки и др. («Свадьба Фигаро» «Дон Жуан», «Волшебная флейта»).

Каждый из мастеров Венской школы имел неповторимую индивидуальность. Если Гайдну и Бетховену ближе оказалась сфера инструментальной музыки, то Моцарт равной степени проявил себя и в оперном, и в инструментальном жанрах; Гайдн больше тяготел к народно-жанровым образам, юмору, шутке, Бетховен – к героике, Моцарт, будучи универсальным художником – до различные оттенки лирического переживания. Творчество композиторов Венской школы принадлежит к вершинам мировой художественной культуры, и повлияла на дальнейшее развитие музыки.

Симфония

Наиболее сложная форма инструментальной музыки – симфония (греч. «созвучие»). Она рассчитана на исполнение симфоническим оркестром. Возможности этого жанра велики: он позволяет выразить музыкальными средствами философские и нравственные идеи, рассказать о чувствах и переживаниях. Сформировался жанр в середине XVIII столетия в творчестве представителей венской классической школы. Композиторы разработали сонатно-симфонический цикл из четырёх частей, которые различаются характером музыки, темпом и приёмами развития темы. Первая часть, построенная в сонатной форме и обычно исполняемая в быстром темпе, наполнена драматическим содержанием. Иногда ей предшествует медленное вступление. Вторая часть медленная, созерцательная; это лирический центр композиции. Третья – контрастна по отношению ко второй: подвижная, живая музыка носит либо танцевальный, либо шутливый характер. До начала XIX в. композиторы использовали форму менуэта (фр. menuet, от menu – «маленький, мелкий»), распространённого салонного танца XVIII столетия. Позднее менуэт был заменён скерцо (от итал. scherzo – «шутка») - так назывались небольшие вокальные или инструментальные произведения, быстрые по темпу и шутливые по содержанию. Четвёртая, обычно быстрая, часть – финал симфонии; здесь подводятся итоги развития тем и образов произведения.

Композиторы венской школы придали симфонии необычайную гибкость и способность воплощать в обобщённой форме разнообразные стороны человеческого бытия. Ими созданы различные типы симфонизма – народно-жанровый, лирико-драматический, героико-драматический, которые впоследствии были развиты и обогащены композиторами-романтиками.

Соната

Один из основных жанров инструментальной музыки - соната (итал. sonata, от sonare – «звучать»). Это многочастное (обычно из трёх или четырёх частей) произведение; у композиторов второй половины XIX - начала XX в. есть и одночастные сочинения. В творчестве мастеров венской классической школы соната, так же как и симфония, достигла расцвета. В отличие от симфонии соната предназначена либо для одного инструмента (как правило, фортепиано), либо для двух (один из которых фортепиано). Первая часть произведений такого жанра пишется в сонатной форме. Здесь обозначаются основные музыкальные темы произведения. Вторая часть, обычно спокойная, медленная, составляет резкий контраст с первой. Третья – финал, исполняемый в быстром темпе. Он подводит итоги и окончательно определяет общий характер произведения.

Творчество Моцарта

Вольфганг Амадей Моцарт (1756 - 1791)

Австрийский композитор. Обладал феноменальным музыкальным слухом и памятью.

Выступал как клавесинист-виртуоз, скрипач, органист, дирижер, блестяще

импровизировал. Занятия музыкой начал под руководством отца - Л. Моцарта.

Первые сочинения появились в 1761. С 5-летнего возраста с триумфом

гастролировал в Германии, Австрии, Франции, Великобритании, Швейцарии,

Италии. В 1765 в Лондоне исполнены его 1-е симфонии. В 1770 Моцарт некоторое

время брал уроки у Дж. Б. Мартини и был избран членом Филармонии, академии в

Болонье. В 1769-81 (с перерывами) состоял на придворной службе у архиепископа

в Зальцбурге как концертмейстер, с 1779 как органист. В 1781 переехал в Вену,

где создал оперы «Похищение из сераля». «Свадьба Фигаро»; выступал в

концертах («академиях») . В 1787 в Праге Моцарт закончил оперу «Дон Жуан»,

тогда же получил назначение на должность «императорского и королевского

камерного музыканта» при дворе Иосифа II. В 1788 создал 3 наиболее известные

симфонии: Es-dur, g-moll, C-dur. В 1789 и 1790 выступал с концертами в

Германии. В 1791 Моцарт написал оперу «Волшебная флейта»; работал над

реквиемом (закончен Ф. К. Зюсмайром). Моцарт был одним из первых

композиторов, избравших необеспеченную жизнь свободного художника.

Моцарт наряду с И. Гайдном и Л. Бетховеном является представивелем венской

классической школы, одним из основоположников классического стиля в музыке,

связанного с разработкой симфонизма как высшего типа музыкального мышления,

законченной системы классических инструментальных жанров (симфония, соната,

квартет), классических норм музыкального языка, его функциональной

организации. В творчестве Моцарта универсальное значение получила идея

динамичной гармонии как принципа видения мира, способа художественного

преобразования реальности, Одновременно в нём нашли развитие качества новых

для того времени психологической правдивости и естественности. Отражение

гармонической целостности бытия, ясность, светоносность и красота сочетаются

в музыке Моцарта с глубоким драматизмом. Возвышенное и обыденное, трагическое

и комическое, величественное и грациозное, вечное и преходящее,

общечеловеческое и индивидуально-неповторимое, национально-характерное

предстают в сочинениях Моцарта в динамичном равновесии и единстве. В центре

художественного мира Моцарта - человеческая личность, которую он раскрывает

как лирик и одновременно как драматург, стремясь к художественному

воссозданию объективной сущности человеческого характера. Драматургия Моцарта

основана на раскрытии многоплановости контрастных музыкальных образов в

процессе их взаимодействия.

В музыке Моцарта органично претворён художественный опыт разных эпох,

национальных школ, традиций народного искусства. Большое воздействие оказали

на Моцарта итальянские композиторы 18 в., представители мангеймской школы, а

также старшие современники И. Гайдн, М. Гайдн, К. В. Глюк, И. К. и К. Ф. Э.

Бахи. Моцарт ориентировался на созданную эпохой систему типизированных

музыкальных образов, жанров, выразительных средств, подвергая их вместе с тем

индивидуальному отбору и переосмыслению.

Стиль Моцарта отличается интонационной выразительностью, пластической

гибкостью, кантиленностью, богатством, изобретательностью мелодии,

взаимопроникновением вокальных и инструментальных начал. Моцарт внёс огромный

вклад в развитие сонатной формы и сонатно-симфонического цикла. Моцарту

свойственно обострённое чувство тонально-гармонической семантики,

выразительных возможностей гармонии (использование минора, хроматизмов,

прерванных оборотов и др.). Фактура произведений Моцарта отличается

разнообразием сочетаний гомофонно-гармонического и полифонического склада,

форм их синтеза. В области инструментовки классическая уравновешенность

составов дополняется поиском различных тембровых комбинаций,

персонифицированной трактовкой тембров.

Моцарт создал св. 600 произведений различных жанров. Важнейшая сфера его

творчества - музыкальный театр. Творчество Моцарта составило эпоху в развитии

оперы. Моцарт освоил практически все современные ему оперные жанры. Для его

зрелых опер характерны органичное единство драматургии и музыкально-

симфонических закономерностей, индивидуальность драматургии. Учитывая опыт

Глюка, Моцарт создал свой тип героической драмы в «Идоменее», в «Свадьбе

Фигаро» . На базе оперы-буффа пришел к реалистической музыкальной комедии

характеров. Зингшпиль Моцарт превратил в философскую сказку-притчу,

проникнутую просветительскими идеями («Волшебная флейта»). Многоплановостью

контрастов, необычным синтезом оперно-жанровых форм отличается драматургия

оперы «Дон Жуан».

Ведущие жанры инструментальной музыки Моцарта - симфонии, камерные ансамбли.

концерты. Симфонии Моцарта довенского периода близки бытовой, развлекательной

музыке того времени. В зрелые годы симфония приобретает у Моцарта значение

концепционного жанра, складывается как произведение с индивидуализированной

драматургией (симф. D-dur, Es-dur, g-moll. C-dur). Симфонии Моцарта - важный

этап в истории мирового симфонизма. Среди камерно - инструментальных

ансамблей выделяются по значению струнные квартеты и квинтеты, скрипичные и

фортепьянные сонаты. Ориентируясь на достижения И. Гайдна, Моцарт разработал

тип камерно - инструментального ансамбля, отличающийся утончённостью лирико-

философской эмоции, развитым гомофонно-полифоническим складом, сложностью

гармонии языка.

В клавирной музыке Моцарта отражены черты нового исполнительского стиля,

связанного с переходом от клавесина к фортепьяно. Сочинения для клавира,

главным образом концерты для фортепьяно с оркестром дают представление об

исполнительском искусстве самого Моцарта с присущей ему блестящей

виртуозностью и вместе с тем одухотворённостью, поэтичностью, изяществом.

Моцарту принадлежит большое число произведений других жанров, в т. ч. песен,

арий, бытовой музыки для оркестров и ансамблей. Из поздних образцов наиболее

известна «Маленькая ночная серенада» (1787). Хоровая музыка Моцарта включает

мессы, литании, вечерни, оффертории, мотеты, кантаты. оратории и др.: среди

выдающихся сочинений: мотет «Ave verum corpus», реквием.

Сочинения:

оперы - духовный зингшпиль (сценическая оратория) Долг первой заповеди (Die

Schuldigkeit des ersten Gebotes, 1-я часть коллективного сочинения, 1767,

Зальцбург), школьная опера (латинская комедия) Аполлон и Гиацинт, или

Превращение Гиацинта (Apollo et Hyacintus, seu Hyacinthi Metamorphosis,

либретто P. Видля по "Метаморфозам" Овидия, 1767, Зальцбургский университет);

11 класс

Композиторы Венской классической школы

Учитель

Салимова Мадина Ганиятулловна

МБОУ гимназия г.Сафоново


(1756-1791)

  • - великий представитель Венской классической школы композиции.
  • Виртуозный скрипач, клавесинист, органист, дирижёр
  • Обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации.

Б.Крафт.

Портрет Моцарта. 1814 г.


Рождение гениального композитора

В Зальцбурге

в австрийском городе Зальцбурге в семье Леопольда Моцарта родился седьмой ребенок.


Отец Леопольд Моцарт (14.11.1719 - 28.05.1787)

  • талантливый

музыкант капеллы

архиепископа г.Зальцбурга,

  • - австрийский скрипач.
  • Отец и учитель В.А. Моцарта,
  • оказал значительное влияние на его творческое формирование.
  • один из ведущих европейских музыкальных педагогов.
  • композитор и теоретик.

(1719–1787)


Семья. За клавесином Воьфганг и его сестра

Мать – Мария Анна, урожденная Пертль; отец – Леопольд Моцарт. Несмотря на его многолетнюю непосильную работу Вольфгана, семья Моцартов вела скромный образ жизни, часто не могла расплатиться с долгами. Стесняло и ограничивало возможности Леопольда Моцарта его зависимое положение придворного музыканта.


Яркий и блистательный путь в музыке

С детства его имя

стало легендой.

  • В 4 года мог за полчаса разучить

менуэт и сыграть его.

  • В 6 лет с отцом Леопольдом Моцартом

гастролировал по Европе.

  • В 11 лет сочинил первую оперу.
  • В 14 – дирижировал на премьере своей оперы в театре Милана.
  • В 14 лет получил почётное звание академика музыки Болоньи.

Честь и достоинство – кредо Моцарта

  • Положение

придворного музыканта

обязывало выполнять

любые прихоти хозяина.

  • Но характер Моцарта

был независим и решителен.

  • Молодой композитор больше всего ценил честь и достоинство.
  • Пройдя многие жизненные испытания, он не изменил своим взглядам и убеждениям.

В историю музыкальной культуры Моцарт вошёл как

  • блистательный сочинитель симфонической музыки,
  • создатель жанра классического концерта.

Опера «Свадьба Фигаро» (1786)

  • была поставлена по пьесе французского драматурга Бомарше «Безумный день или женитьба Фигаро», запрещённой цензурой.
  • Это весёлая опера в стиле итальянской комической оперы-буфф .

Опера «Дон Жуан» (1787) подзаголовок Моцарта «ВесёлаяДрама».

  • Тема донжуанства была не нова в музыке.
  • Дон Жуан Моцарта – обаятельный, благородный, мужественный человек с рыцарской отвагой.
  • С сочувствием Моцарт раскрыл душевные переживания оскорблённых Дон Жуаном женщин – жертв его любовных интриг.

Опера-сказка «Волшебная флейта »(1791)

  • - любимое произведение Моцарта,
  • его «лебединая песня»,
  • своеобразный эпилог жизни великого композитора.
  • Была поставлена в Вене за 2 месяца до его смерти.
  • Опера имела потрясающий успех.

Эскиз декораций к опере

«Волшебная флейта»


«Реквием» Моцарта (1791) – вершина духовной музыки

Моцарт пишет Реквием на смертном одре


«Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь» А.С.Пушкин

(«Моцарт и Сальери»)


Наследие Моцарта

  • 68 духовных произведений,
  • 23 произведения для театра,
  • 22 сонаты для клавесина,
  • 45 сонат для скрипки и клавесина,
  • 32 струнных квартета,
  • 49 симфоний,
  • 55 концертов и пр.
  • В общей сложности 626 произведений.

Франц Йозеф Гайдн (1732 – 1809)

  • - великий австрийский композитор,
  • представитель Венской классической школы,
  • один из основоположников симфонии и струнного квартета,

Нижняя Австрия – родина Гайдна


Гайдн о своём детстве

  • Когда мне исполнилось 7 лет, капельмейстер фон Ройтер, проезжая через Хайнбург, случайно услышал мой слабый, но приятный голос.
  • Он взял меня с собой и определил в капеллу (собора cв. Стефана в Вене), где, продолжая образование.
  • Я учился пению, игре на клавесине и скрипке.
  • До 18 лет я с большим успехом исполнял сопрановые партии, и не только в соборе, но и при дворе .

Гайдн дирижирует струнным квартетом

Гайдн - один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет.


«Сотворение мира»

Величие Гайдна как композитора максимально проявилось в итоговом его сочинении - большой оратории "Сотворение мира " (1798 г.)


«Времена года»

  • Оратория "Времена года" может служить образцовым эталоном музыкального классицизма.

Творческое наследие Гайдна

  • 104 симфонии,
  • 83 струнных квартета,
  • 52 клавирные сонаты,
  • 24 оперы,
  • 14 месс,
  • Несколько ораторий

Гайдн в золотой серии монет «Великие композиторы»

В честь Гайдна назван кратер на Меркурии.


(1770-1827)

Лю́двиг ван Бетхо́вен

- великий немецкий композитор , дирижёр и пианист .

Бетховен - автор многих произведений, поражавших современников драматизмом и новизной музыкального языка. В их числе: фортепьянные сонаты № 8 ( «Патетическая» ), 14 ( «Лунная» ), соната №21 ( «Аврора» ).


Дом-музей в Бонне

Бетховен родился в Бонне в декабре 1770 года. В двенадцать лет он уже работал помощником придворного органиста.


  • После смерти деда материальное положение семьи ухудшилось. Людвигу пришлось рано бросить школу, но он выучил латынь, изучал итальянский и французский, много читал.
  • Среди любимых писателей Бетховена - древнегреческие авторы Гомер и Плутарх, английский драматург Шекспир, немецкие поэты Гёте и Шиллер.

В это время Бетховен начал сочинять музыку, но не спешил печатать свои произведения. Многое написанное в Бонне впоследствии было им переработано. Из юношеских сочинений композитора известны три детские сонаты и несколько песен, в том числе «Сурок».


Молодые годы провёл в Вене.

  • Уже в первые годы жизни в Вене Бетховен завоевал славу пианиста- виртуоза . Его игра поразила слушателей.
  • Сочинения Бетховена начали широко издаваться

и пользоваться успехом.

  • Уже в

Бетховен в 30 лет


Расцвет творчества

Джульетте Гвиччарде композитор

посвятил свою

Лунную сонату

Бетховен сочиняет

Шестую симфонию.


Поздние годы

Из-за глухоты Бетховен редко выходит из дома, лишается звукового восприятия. Он становится угрюм, замкнут. Именно в эти годы композитор одно за другим создаёт свои самые известные произведения.


Поздние годы

В эти же годы Бетховен работает над своей единственной оперой « Фиделио ». Эта опера относится к жанру опер «ужасов и спасения». Успех к «Фиделио» пришёл лишь в 1814 году, когда опера была поставлена сперва в Вене, потом в Праге, где ею дирижировал знаменитый немецкий композитор Вебер и, наконец, в Берлине .


  • был художник,
  • но также и человек,
  • человек в высшем смысле этого слова…
  • он совершил великое,
  • в нём не было ничего дурного.

Основные произведения

  • 9 симфоний,11 увертюр, 16 струнных квартетов
  • 5 концертов для фортепиано с оркестром
  • Концерт для скрипки с оркестром
  • 6 трио для струнных, духовых и смешанных составов
  • 6 юношеских сонат для фортепиано
  • 32 сонаты для фортепиано (сочинены в Вене)
  • 10 сонат для скрипки и фортепиано
  • 5 сонат для виолончели и фортепиано
  • Опера Фиделио
  • Торжественная месса
  • Обработки народных песен (шотландских, ирландских, валлийских)
  • Около 40 песен на слова различных авторов
  • 32 вариации (до минор) Багатели, рондо, экосезы, менуэты
  • и другие пьесы для фортепиано (около 60)

Иногда сюда же относят М. Гайдна и К.Д. фон Диттерсдорфа.

Особенности музыки

Трёх великих композиторов венской школы объединяет виртуозное владение разнообразнейшими стилями музыки и приёмами композиции: от народных песен до полифонии эпохи барокко . Венские классики создали тот высокий тип инструментальной музыки, в котором все богатство образного содержания воплощено в совершенную художественную форму.

Основной особенностью данного направления является применение трёх приёмов: обязательного аккомпанемента , наличия сквозных тем и работы над темой и формой.

Для искусства представителей венской классической школы характерны универсальность художественного мышления, логичность, ясность художественной формы. В их сочинениях органично сочетаются чувства и интеллект, трагическое и комическое, точный расчёт и естественность, непринуждённость высказывания.

В творчестве венских классиков выражено динамическое понимание жизненных процессов, нашедшее наиболее полное воплощение в сонатной форме и обусловившее симфонизм многих их сочинений. С симфонизмом, в широком смысле, связаны расцвет ведущих инструментальных жанров эпохи - симфонии , сонаты , концерта и камерного ансамбля, окончательное формирование 4-хчастного сонатно-симфонического цикла.

Расцвет венской классической школы совпал с общим процессом становления симфонического оркестра - его стабильного состава, функциональной определённости оркестровых групп. Сложились главные классические типы камерных ансамблей - фортепианное трио, струнный квартет и другие. Из музыки для сольных инструментов особенно выделилась фортепьянная музыка. Оперное творчество Моцарта открыло широкие перспективы развития различных типов оперы - лирической и социально-обличительной комедии, музыкальной драмы, философской оперы-сказки и других.

Каждый из мастеров венской классической школы обладал неповторимой индивидуальностью. Гайдну и Бетховену наиболее близкой оказалась сфера инструментальной музыки, Моцарт в равной мере проявил себя и в оперном, и в инструментальных жанрах. Гайдн больше тяготел к объективным народно-жанровым образам, юмору, шутке, Бетховен - к героике, Моцарт, будучи универсальным художником - к разнообразным оттенкам лирического переживания.

Центральной площадкой развития данного музыкального направления стала Вена , столица музыкальной культуры того времени. И если Париж с его оперой и Лондон с его публичными концертами были задающими тон музыкальными городами Европы второй половины XVIII века , то Вена после смерти прославленного Моцарта и переезда в неё Бетховена занимала в мире музыки господствующее положение. И если Моцарт при жизни был скорее одним из известных венских композиторов, то Бетховен уже считал Вену венцом своей творческой карьеры. Это обстоятельство прозорливо подметил почитатель Бетховена граф Фердинанд Эрнст Габриель фон Вальдштайн в своем письме к нему: «Благодаря Вашему неустанному усердию Вы получите дух Моцарта из рук Гайдна»

Термин «венские классики» впервые был употреблен австрийским музыковедом Рафаэлем Георгом Кизеветтером в 1834 году в отношении Гайдна и Моцарта. Позднее другие авторы добавили в этот список и Бетховена. Венских классиков часто называют также представителями Первой венской школы.

Система жанров, форм и правил гармонии, разработанная классической венской школой, сохраняет своё значение и до сих пор.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Венская классика" в других словарях:

    - (венская классика, венский классицизм) направление европейской музыки второй половины XVIII первой четверти XIX вв. К нему принадлежат композиторы Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен. Особенности музыки Трёх великих… … Википедия

    - (нем. Wiener Klassik) творческое направление, сложившееся в Австрии во 2 й пол. 18 в. 1 й четверти 19 в. К нему принадлежат три великих композитора Й. Гайдн, В. А. Моцарт и Л. Бетховен. Каждый из них обладал яркой творч. индивидуальностью … Музыкальная энциклопедия

    - (греч. melodia, от melos напев, песня и odn песня, пение) одноголосно выраженная музыкальная мысль (по И. В. Способину). В гомофонной музыке функция мелодии присуща обычно верхнему, ведущему голосу, тогда как второстепенные средние голоса … Музыкальная энциклопедия

    Государственный струнный квартет имени М. И. Глинки Жанр струнный квартет Годы 1994 н.в. Страна … Википедия

    Для этой статьи не заполнен шаблон карточка. Вы можете помочь проекту, добавив его. В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Гёбель. Рейнхард Гёбель (Re … Википедия

    Венская Вотивкирхе характерный памятник неоготической архитектуры XIX века. Готическое (также псевдоготическое) направление в искусстве Нового времени направление в европейском и американском искусстве XVIII XX веков. Готическая эстетика… … Википедия

    Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… …

    - (Gluck) Кристоф Виллибальд (2.7.1714, Эрасбах, 15.11.1787, Вена), австрийский композитор. Детство и юность провёл в Чехии. Одним из его учителей был крупнейший чешский органист и композитор Б. Черногорский. Г. занимался пением и игрой на… … Большая советская энциклопедия

Композиторы Венской классической школы

Глюк родился в городке Эрасбахе(Австрия) в семье лесничего.

Большая мифологическая опера, переживавшая острейший кризис, обрела в творчестве Глюка качества подлинной музыкальной трагедии, наполненной сильными страстями, возвышающей этические идеалы верности, долга, готовности к самопожертвованию. Появлению первой реформаторской оперы «Орфей» предшествовал долгий путь - борьба за право стать музыкантом, странствия, освоение различных оперных жанров того времени.

Важнейшим событием в творческой эволюции композитора и в музыкальной жизни Вены явилась премьера первой реформаторской оперы - «Орфей» (1762), Древнегреческий миф о легендарном певце Глюк и Р. Кальцабиджи (автор либр., единомышленник и постоянный сотрудник композитора в Вене) трактовали в духе строгой и возвышенной античной драмы. Красота искусства Орфея и сила его любви способны преодолеть все преграды - эта вечная и всегда волнующая идея лежит в основе оперы, одного из самых совершенных творений композитора. В ариях Орфея, в знаменитом соло флейты, известном также в многочисленных инструментальных вариантах под названием «Мелодия», раскрылся оригинальный мелодический дар композитора; а сцена у врат Аида - драматический поединок Орфея и фурий - осталась замечательным образцом построения крупной оперной формы, в которой достигнуто абсолютное единство музыкального и сценического развития.

Йозеф Гайдн (1732–1809) - австрийский композитор.

Гайдн - представитель венской классической школы. Способствовал формированию классических жанров (симфония, соната, концерт для инструментов с оркестром, квартет), форм (прежде всего сонатная форма и сонатно-симфонический цикл), принципов развития (мотивно-тематическая разработка), состава оркестра (т. н. двойной). Сочинения Гайдна характеризуют оптимистический тонус, многогранность содержания, стройность и соразмерность пропорций. Философская глубина сочетается в них с непритязательностью бытовых и юмористических образов.

Музыка Гайдна - это музыка «радости и досуга». Его музыка богата контрастами, паузами и неожиданными сюрпризами. В симфонической музыке использовал приемы звукоподражания: пения птиц, журчания ручья, давал зримые зарисовки восхода солнца, портретов живлтных.

Моцарт Амадей Вольфганг (27.1.1756, Зальцбург, - 5.12.1791, Вена), австрийский композитор. Среди величайших мастеров музыки Моцарт выделяется ранним расцветом мощного и всестороннего дарования, необычностью жизненной судьбы - от триумфов вундеркинда до тяжёлой борьбы за существование и признание в зрелом возрасте, беспримерной смелостью художника, который предпочёл необеспеченную жизнь независимого мастера унизительной службе у деспота-вельможи.

Игре на музыкальных инструментах и сочинению М. обучил его отец - скрипач и композитор Л. Моцарт. С 4-летнего возраста М. играл на клавесине, с 5-6 лет начал сочинять (в 8-9 лет М. создал первые симфонии, а в 10-11 - первые произведения для музыкального театра). В 1762 начались гастроли М. и его сестры - пианистки Марии Анны в Германии, Австрии, затем во Франции, Англии, Швейцарии.

В 1769-77 он служил концертмейстером, в 1779-81 органистом при дворе зальцбургского князя-архиепископа. После постановки оперы "Идоменей, царь критский" в Мюнхене (1781) М. порвал с архиепископом и поселился в Вене, средства к существованию добывал уроками и академиями (концертами). С конца 1787 М. - камерный музыкант при дворе императора Иосифа II с обязанностью сочинять танцы для маскарадов..

Тяготы жизни, нужда, болезнь приблизили трагический конец жизни композитора, он умер, не достигнув 36 лет, и был похоронен в общей могиле.

Творчество Моцарта- музыкальная вершина 18 в., детище эпохи Просвещения. Взволнованность и страстность так же характерны для музыки М., как и выдержка, воля, высокая организованность. В музыке М. сохранены изящество и нежность галантного стиля, но преодолена, особенно в зрелых произведениях, манерность этого стиля. Творческая мысль М. сосредоточена на углублённом выражении душевного мира, на правдивом отображении многообразия реальной действительности. С одинаковой силой в музыке М. переданы ощущение полноты жизни, радость бытия - и страдания человека, испытывающего гнёт несправедливого социального строя и страстно стремящегося к счастью, к радости. Скорбь нередко достигает трагизма, но преобладает ясный, гармоничный, жизнеутверждающий строй.

В оперном искусстве Моцарт редко использовал мифологические сюжеты и обращался к литературным источникам. Соединил в них драматическое и комическое начало. Такими являются его оперы «Свадьба Фигаро» по пьесе Брмарше, «Дон Жуан». Огромный успех имела опера-сказка «Волшебная флейта» (к сожалению она не принесла композитору ни гроша».

Вершиной духовной музыки Моцарта стал «Реквием» (1791) – произведение хора, солистов и симфонического оркестра. Лейтмотив произведения – судьба страдающего человека, предстающего перед лицом сурового Божьего суда.

С потрясающей драматической силой он раскрывает в хоре « Dies irae » картины смерти и разрушения, контрастирующие с мольбой и трогательными жалобами. Лирической кульминацией «Реквиема» стала « Lacrimosa ». Смертельно больной Моцарт не успел закончить это произведение. По наброскам оно было закончено одним из его учеников.

Людвиг ванн Бетховен

Творчество Бетховена проникнуто революционной героикой, высокими идеями и образами, насыщено драматизмом и огромной эмоциональной силой. «Через борьбу - к победе» - такова основная идея, с убедительной, всепокоряющей мощью воплощенная в его Третьей («Героической») и Пятой симфониях.

Высокий гуманизм, подлинный демократизм, героическое величие, неиссякаемое духовное богатство, мудрость и человечность заключены в творениях гениального немецкого композитора. Для передачи своих мыслей и чувств он всегда находил новые выразительные средства, преобразовывая и обогащая традиционные музыкальные жанры. Истинный новатор, непреклонный борец, он воплощал смелые идейные концепции в удивительно простой, ясной музыке, доступной пониманию самых широких кругов слушателей. Сменяются эпохи, поколения, а бессмертная музыка Бетховена по-прежнему волнует и радует сердца людей.

Венская классическая школа

(нем. Wiener Klassik) - творческое направление, сложившееся в Австрии во 2-й пол. 18 в. - 1-й четверти 19 в. К нему принадлежат три великих композитора - Й. Гайдн, В. А. Моцарт и Л. Бетховен. Каждый из них обладал яркой творч. индивидуальностью, к-рая определяла и общий характер музыки, и выбор жанров, и особенности муз. языка. Так, в музыке Гайдна преобладают светлые, радостные настроения, ведущую роль играют жанрово-бытовые элементы; у Моцарта особенно выделяется лирико-драматич. начало; главенствующая черта музыки Бетховена - героич. пафос борьбы, преодоления, победы. Гайдн писал в разнообразных жанрах, но наиболее значит. вклад внёс в область инстр. музыки и оратории ("Сотворение мира", "Времена года"); в творчестве Моцарта, обогатившего и инстр. музыку, важнейшее место принадлежит опере; Бетховен, создатель единств. оперы "Фиделио", над к-рой он работал многие годы, по природе своего дарования тяготел к инстр. музыке. При всём индивидуальном своеобразии в творчестве этих художников обнаруживаются важнейшие общие черты: реализм, оптимистический, жизнеутверждающий характер, гуманистическая направленность, подлинная народность, демократизм. Сочинения композиторов В. к. ш. отличает широта охвата жизненного содержания. Глубокая серьёзность органически сочетается в них с весёлостью, шуткой, трагич. начало - с комическим. Эмоциональное соединяется с рациональным; свободный полёт фантазии - с точным расчётом, предельной стройностью, ясностью, совершенством формы. Представители В. к. ш. умели даже самое сложное содержание выражать предельно простым, понятным языком.
В. к. ш. как художеств. направление складывалась по мере продвижения к творч. зрелости старших её представителей - Гайдна и Моцарта. А творчество позднего Бетховена выходит уже за пределы типичного для всей В. к. ш. стиля. Поэтому нек-рые исследователи (Г. Аберт) ограничивают период В. к. ш. 1782-1812 годами, хотя творческая деятельность Гайдна и Моцарта началась несколькими десятилетиями раньше, а младший из представителей В. к. ш., Бетховен, продолжал творить до 1827.
Становление В. к. ш. приходится на годы бурного развития нем. и австр. просветительства. Переживает свой расцвет нем. поэзия; возникает художеств. критика, достигает высокого развития философия. Крупнейшие художники и мыслители эпохи - Гердер, Гёте, Шиллер, Лессинг, Кант, Гегель - выдвигают новые гуманистич. идеалы. Лучшие представители нем. и австр. культуры впитывают и передовые общественно-политич., этич. и эстетич. идеи франц. бурж. просветителей. Многое из их эстетич. идеалов, в частности провозглашённый Руссо лозунг свободы и естественности, нашли воплощение в творчестве композиторов В. к. ш. На творчество Бетховена неизгладимое влияние оказали идеи Великой франц. революции.
Композиторы В. к. ш. унаследовали достижения т.н. ранней венской школы, виднейшими представителями к-рой были Г. X. Вагензейль (1715-77), Г. М. Монн (1717-50), Г. Муффат (1690-1770), Й. Старцер (1726-87). Однако муз. истоки В. к. ш. не сводятся к собственно австр. иск-ву - они гораздо шире. В их числе и итал. опера, к-рая издавна культивировалась в Вене, и итал. инстр. музыка. Моцарт знакомился с итал. музыкой не только в Вене, но и в самой Италии, к-рую он посетил в 1771 и в 1772-73. Немаловажная роль в формировании В. к. ш. принадлежит мангеймской школе, сложившейся в Баварии; в неё входили видные чеш. музыканты Я. Стамиц (1717-57), Ф. К. Рихтер (1709-89), К. Каннабих (1731-98) и др. Несомненное влияние на представителей В. к. ш. оказало и творчество И. С. Баха (1685-1750), его сыновей Карла Филиппа Эмануэля (1714-88) и Иоганна Кристофа (1732-95), а также Г. Ф. Генделя (1685- 1759). Непосредств. предшественником В. к. ш. был К. В. Глюк (1714-87). Он начал свою оперную реформу в Вене (1750-72) и в своих парижских операх в основном остался верным венской традиции. Глюк создал оперное иск-во мирового значения, повлиявшее на всё последующее развитие европ. оперы. "Глюков-ские" черты ясно сказываются в "Идоменее" и "Дон Жуане" Моцарта, в увертюрах к опере "Фиделио" и ораториях Бетховена. На творчество Гайдна определённое влияние оказала и музыка Англии, в к-рой он побывал в 1791-92 и 1794-95.
В числе важнейших муз. истоков В. к. ш. - нар. музыка. Население Австрии было многонациональным - в его состав, помимо австр. немцев, входили также чехи, венгры, словенцы, обладавшие своей самобытной нар. муз. культурой. В Вене встречались нар. музыканты всех этих национальностей. Композиторы В. к. ш. впитывали элементы их иск-ва, к-рые образовывали в их творчестве характерный австр. "сплав". Наиболее непосредственно нар. мелодии претворил в своих сочинениях Гайдн. Моцарт реже прибегал к использованию подлинных нар. мелодий, однако глубоко усвоил их характер и дух; многие из созданных им оригинальных тем близки к образцам нар. нем. и австр. песенности (напр., в операх "Волшебная флейта", "Дон Жуан"). Большой интерес к нар. песенности проявлял Бетховен. Им были осуществлены многочисленные обработки нар. песен разл. национальностей. Творчество композиторов В. к. ш. было тесно связано с венской бытовой музыкой. Об этом свидетельствуют созданные Гайдном и Моцартом дивертисменты, серенады, кассации, написанные Бетховеном марши, танцы.
Композиторы В. к. ш. по существу обобщили весь предшествующий опыт мирового муз. искусства. На этой основе и при сохранении главенствующей роли нем. и австр. нац. элемента они выработали поистине универсальный язык. "Мой язык понятен во всем мире", - писал Гайдн, и так оно и было в действительности. Композиторы В. к. ш. осуществили чаяния передовых мыслителей и музыкантов эпохи - Гердера, рассматривавшего музыку как "искусство человечества", Глюка, к-рый признавался, что хотел бы писать музыку, понятную всем людям.
Муз. языку композиторов В. к. ш. свойственны простота, ясность, выразительность. Сравнительно с музыкой предклассического и раннеклассич. периодов их ритмика более естественна, непринуждённа, разнообразна и характерна. Одна из важных новых черт муз. языка представителей В. к. ш. - чёткое членение муз. ткани на относительно краткие построения, своего рода "выразит. ячейки", "зёрна", отвечающие единому структурному принципу. В этом отношении опорой композиторам В. к. ш. служили нар. песня и танец с характерным для них принципом структурного объединения чётного числа тактов - двух, четырёх, восьми и т.д. Особое значение в творчестве венских классиков приобретает восьмитактный период, распадающийся на два подобных четырёхтактных предложения (последние в свою очередь подразделяются на двутакты).
В. к. ш. принесла с собой огромное обогащение гармонии. Если предшественники В. к. ш. применяли по преимуществу аккорды трёх осн. функций, представители В. к. ш. широко используют и др. созвучия мажорной и минорной систем, что знаменует возвращение на новой ступени к богатству гармонич. языка Г. Ф. Генделя - И. С. Баха. Они свободнее используют диссонансы, хроматизмы. Высокого развития достигает у них иск-во модуляции. Ими применяются и хроматич., энгармонич. модуляции; неожиданные гармонич. "повороты" особенно часты у позднего Гайдна и Моцарта. Хотя представители В. к. ш., как и композиторы предклассич. периода, отдают предпочтение мажорным тональностям, круг используемых тональностей у них очень расширяется. Наряду с характеристич. трактовкой каждой отдельной тональности осваиваются выразит. и формообразующие возможности сопоставления тональностей.
Опираясь на богатства нар.-песенного иск-ва, представители В. к. ш. пришли к новому пониманию мелодии, её функций и возможностей. Именно с периодом В. к. ш. связано утверждение муз. темы не только как носителя определённой выразительности, но и как художеств. образа, заключающего в себе богатые потенциальные возможности развития.
В процессе становления В. к. ш. характерность, индивидуальность, вырази- тельность исходного мелодич. построения, темы приобретают огромное значение. Её "облик" с первых тактов определяет теперь "лицо" сочинения. В соответствии с песенным складом, тема в произведениях композиторов В. к. ш. чаще всего излагается в виде закруглённого периода. При всём лаконизме подобной структуры тема часто оказывается внутреннесложной, так как обычно состоит из ряда индивидуальных, противостоящих и уравновешивающих друг друга мотивов.
В силу этого классич. муз. тема способна интенсивно развиваться, подвергаясь разл. преобразованиям, но не теряя наиболее существ. черт, позволяющих слушателю "узнать" её даже в сильно изменённом виде. Композиторы В. к. ш. достигли высочайшего мастерства в области тематич. развития, разработки, используя самые различные приёмы - изменение тональности, гармонизации, ритма, элементов мелодии и т. п. Но особенно характерно для них расчленение темы на отд. мотивы, к-рые сами подвергаются разл. преобразованиям и по-разному комбинируются друг с другом. Т. о., "зерном" развития порой оказывается не вся тема, но один лишь её мотив. Тем не менее благодаря логике, целеустремлённости развития (особенно в сочинениях Бетховена) у слушателя нередко создаётся впечатление, что всё "заложенное" в данном тематич. ядре развивается "само" как живой организм. У Гайдна и Бетховена нередко целые части строятся на основе немногих мотивов, что, помимо прочего, обеспечивает единство и целостность сочинений. Моцарт с его мелодич. изобретательностью обычно более "расточителен", однако он также оценил способ "мотивной" разработки, изучив его по сочинениям Гайдна, пионера в этой области.
Основной и наиболее характерной для В. к. ш. муз. формой является сонатное allegro. Хотя его становление началось значит. ранее, именно композиторы В. к. ш. внесли решающий вклад в область формирования сонатного allegro и создали подлинно классич. тип этой формы. Ведущим принципом созданного ими сонатного allegro является контраст и последующее его смягчение, приведение к единству (см. Сонатная форма).
Сонатное allegro y композиторов В. к. ш. является "краеугольным камнем" многочастных инстр. форм. В их творчестве складывается классич. тип четырёхчастного сонатно-симфонич. цикла - с медленной лирической второй частью, менуэтом или скерцо в качестве третьей части и оживлённым, часто рондообразным финалом.
Цикл этот лежит в основе всех крупных инстр. сочинений композиторов В. к. ш. - симфоний, различных камерных ансамблей, получивших названия по их составу (трио, квартеты, квинтеты и т. п.), сонат для инструментов соло и с сопровождением. Лишь классич. концерт строится как трёхчастный цикл - в нём отсутствуют менуэт и скерцо. В остальном отклонения от вышеизложенной схемы встречаются редко.
Сонатно-симф. цикл, представляющий собой логически стройное и целесообразное объединение частей, послужил основой наивысших достижений композиторов В. к. ш. в области инстр. музыки. В этих крупных инстр. сочинениях, выражающих большое жизненное содержание, они поднялись на высочайшую ступень художественного обобщения. Во многих зрелых инструментальных сочинениях Гайдна, Моцарта и Бетховена единая идейная концепция обусловливает и тематические связи между отдельными частями.
Могучее развитие инстр. музыки в творчестве композиторов В. к. ш. тесно связано и с развитием инструментария, исполнит. ансамблей и объединений. Высшим таким объединением был симф. оркестр, сформировавшийся именно в этот период. Состав т.н. классического (малого) симф. оркестра установился во 2-й пол. 18 в. в творчестве Й. Гайдна. Ни один из инструментов, вошедших в классич. оркестр, не был новым; изменились, однако, их функции. Состав оркестра в целом стабилизировался. Ведущее место в оркестре заняли скрипка и инструменты её семейства (смычковый квинтет), в группу духовых в качестве равноправных членов вошли кларнет и валторна. Тромбон вошёл в симф. оркестр только с 5-й симфонии Бетховена. При довольно большой группе струнных (от 24 до 30 скрипок, 10-20 прочих струн. инструментов) утвердился парный состав деревянных (кроме флейты) и медных духовых инструментов (3-4 валторны привлекались лишь в виде исключения); из ударных постоянно применялись литавры. Все инструменты использовались в наиболее естеств. объёмах и регистрах. Духовые, выполнявшие прежде вспомогат. функции, стали самостоят. группой, обладающей характерными тембровыми возможностями.
Новым в области камерно-инстр. ансамблей было упрочение их состава - на смену прежним многообразным объединениям пришли строго регламентированные устойчивые составы струнного и фп. трио, струн. квартета, квинтета, дуэта к.-л. инструмента и фп.
Из сольных инструментов первостепенное значение приобрело фп., постепенно вытеснившее клавикорд и клавесин (чембало). Изменилась сама трактовка фп.: на смену прозрачности, камерности звучания, свойственным сочинениям Моцарта и Гайдна, пришла "оркестральность" звучания произведений Бетховена.
В области оперы в особенности значительны достижения Моцарта и Бетховена (Гайдн уделял опере меньшее внимание). Новые оперные формы складывались в творчестве Моцарта с большой постепенностью, на основе усвоения опыта предшественников (итал. опера-сериа и опера-буффа, в особенности поздненеаполитанские её разновидности, нем. зингшпиль, "реформаторские" оперы Глюка). Три значительнейшие оперы Моцарта - "Свадьба Фигаро", "Дон Жуан" и "Волшебная флейта" - заложили основы разл. типов классич. оперы - реалистич. комедии, характеризующейся острым философско-психологич. конфликтом, комедии-драмы ("Dramma giocosa", как назвал "Дон Жуана" сам Моцарт) и поэтичной нар. муз. сказки. Оперы эти отличают глубокий реализм, тонкая индивид. обрисовка персонажей, выступающих в сложных взаимоотношениях, подлинная муз. драматургия, пронизывающая всё действие, органич. соединение различных, казалось бы противостоящих друг другу начал - серьёзного, возвышенного и весёлого, комического. Хотя первые две из этих опер были написаны на итал. либретто, они были обращены к австр. и нем. слушателю и составили важнейшие этапы развития нем. нац. оперы. Бетховен в своём "Фиделио" создал своеобразный тип возвышенной революционно-героич. оперы, обобщив и переосмыслив опыт Глюка и "оперы спасения" времён Великой франц. революции.
Ярчайшей вехой на пути развития жанра оратории явились оратории Гайдна "Сотворение мира" и "Времена года", увенчавшие его творчество. Объединив элементы генделевских ораторий, оперы, зингшпиля, песни, церковной музыки и симфонии, Гайдн создал глубоко впечатляющие произведения, соединяющие в себе значительность содержания с простотой и доступностью музыкального языка.
Представленные в творчестве композиторов В. к. ш. жанры церк. музыки, не изменившись внешне, переосмыслены "изнутри". Гайдн, Моцарт и Бетховен насытили их муз. образами исключительной яркости и глубины (Реквием Моцарта); из произведений церк. обихода они превратились в особый род концертной вок.-инстр. музыки (бетховенские месса C-dur и Торжественная месса D-dur).
Творчество композиторов В. к. ш. составляет одну из вершин мирового муз. иск-ва. Оно оказало неизгладимое влияние на всё последующее развитие муз. иск-ва. Яркость и глубина тематизма, логичность и целеустремлённость развития, строгость и вместе с тем одухотворённость и свобода форм сочинений композиторов В. к. ш. до сих пор остаются непревзойдённым образцом.
Литература : Бrаудо E. М., Всеобщая история музыки, т. 2, Л., 1925, 1930; его же, История музыки (сжатый очерк), М., 1928, 1935; Ливанова Т., Музыкальная классика XVIII века, М. - Л., 1939; её же, История западноевропейской музыки до 1789 года, М. - Л., 1940; Левик Б. С., История зарубежной музыки, вып. 2, М., 1966; Jьrisson J., Viini klassikaline koolkond, Tallinn, 1967; Riemann H., Handbuch der Musikgeschichte, Bd II, Tl 3, Lpz., 1913, 1922; Corder F., The classical tradition, "MQ", 1917, v. III, p. 282-87; Rolland R., Voyage musical au pays du passй, P., 1919; рус. пер. в кн.: Роллан Р., Собрание сочинений, т. 17, Л., 1935; Весking G., Klassik und Romantik. Bericht ьber den ersten musikwissenschaftlichen Kongress... in Leipzig, 1925, Lpz., 1926; Adler G., Die Wiener klassische Schule, в кн.: Handbuch der Musikgeschichte, hrsg. von G. Adler, Bd 2, В., 1930; Fischer W., Zur Entwicklungsgeschichte des Wiener klassischen Stils, "Studien zur Musikwissenschaft", Potsdam, 1931; Mies P., Zu Musikauffassung und Stil der Klassik, "ZfMw", Jg XIII, 1930-31, S. 432-43; Adler G., Haydn and the Viennese classic school, "MQ" v. XVIII, 1932, p. 191-207; Вirtner H., Renaissance und Klassik in der Musik. Festschrift Th. Kroyer, Regensburg, 1933; Bьcken E., Die Musik des Rokokos und der Klassik, Wildpark-Potsdam, 1927, рус. пер., M., 1934; Besseler H., Schiller und die musikalische Klassik, "Vцlkische Musikerziehung", Jg. 1, Braunschweig, 1934; Westpha1 К., Der Begriff der musikalischen Form in der Wiener Klassik, Lpz., 1935; Reb1ing E., Die soziologischen Grundlagen der Stilwandlung in Deutschland um die Mitte des 18. Jahrhunderts, Saalfeld (Ostpr.), 1935 (Diss.); Tоbe1 R. von, Die Formenwelt der klassischen Instrumentalmusik, Bern - Lpz., 1935 (Diss.); Вuсhwa1d R., Schiller und Beethoven. Zur Wesengestalt deutscher Klassik, Waibstadt bei Heidelberg, 1946; Werkmeister W., Die Stilwandel in der deutschen Dichtung und Musik des 18. Jahrhunderts, Gцttingen, 1936; Gerber R., Klassischer Stil in der Musik, "Die Sammlung", Gцttingen, Jg IV, 1949, S. 652-65; Geоrgiades Th. G., Zur Musiksprache der Wiener Klassiker, Mozart-Jahrbuch, 1951, Salzburg, 1953, S. 50-59; Stephenson К., Die musikalische Klassik, Kцln, (1953) (Das Musikwerk VI); Sing1eton J. C., The rationality of 18th century musical classicism, a study of the relationship between the rationalistic philosophies of Descartes, Spinoza and Leibniz and the classicism of Haydn, Mozart and Beethoven, v. 1-2, N. Y., 1954 (Diss.); Die Wiener Schule und ihre Bedeutung fьr Musikentwicklung im 20. Jahrhundert, Sonderheft der "Цsterreichischen Musikzeitschrift", Jg 16, 1961, No 6/7, S. 261-332; Landon H. Ch. R., Essays on the Viennese classical style: Gluck, Haydn, Mozart, Beethoven, N. Y., 1970. См. также лит. к статьям Гайдн Й., Моцарт В. A.,