«Написание О и Е после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных. Конспект урока по русскому языку на ему "Буквы ч, щ в суффиксах -чик, -щик" Правила буквы ч и щ суффиксе

Летчик, зенитчик, буфетчик, добытчик, раздатчик, переплетчик, и переводчик, разведчик, докладчик, обидчик, водопроводчик, заводчик объездчик.

Перевозчик, рассказчик, заказчик, смазчик, грузчик, резчик, подписчик, переписчик, подносчик.

Наборщик бетонщик, сменщик, банщик, барабанщик, доменщик, табунщик, жестянщик, заправщик, сортировщик, каменщик, фонарщик.

Пильщик, стекольщик, кровельщик, угольщик.

Пальчик, мальчик, телефончик, карманчик, вагончик, самоварчик.

I. 1. Около полуночи подводчики и Егорушка опять сидели вокруг небольшого костра (Ч.) 2 Объездчик слушал со вниманием и соглашался. (Ч.) 3. Жили на свете два верных дружка, два пулеметчика, два смельчака. (А. Барто.) 4. Летчики увидели над горизонтом тревожные взмахи голубых лучей прожекторов. (В. Ставский.) 5. Грузчики шли бесконечной вереницей по трапу… (Кат.)

II. 1. Шарманщик на ходу привычным движением плеча поправил на спине шарманку и вытер вспотевшее лицо. (Купр.) 2. Хозяин оставил меня на попечение татарина-банщика. (П.) 3. Под окном стучит молоточком чеканщик Гоголев. (М. Г.) 4. На валу каменщики таскали кирпич и чинили городскую стену. (П.) 5. Между офицером и денщиком установились простые, доверчивые отношения. (Купр.) 5. Пришел фонарщик с лестницей, два тусклые фонарика на площади задул. (И.)

III. 1. Пахнет маляр скипидаром и краской. Пахнет стекольщик оконной замазкой. (М.) 2. По званию Яков - черпальщик на бумажной фабрике. (Т.)

Выпишите слова: с суффиксом чик в одну колонку, с суффиксом -щик - в другую.

1. Фрол Евсеевич ездит на извозчике в издательство за рукописями, а наборщики и печатники переводят те рукописи в книги. (Прилеж.) 2. К вечеру летчик увидел вертолет над сопками. 3. Из города приезжали скупщики. Они были проворные, ловкие, плутоватые, расчетливые. (Сераф.) 4. На Камчатке множество горячих источников, часто они бьют фонтанчиками. (Михайл.) 5. Объездчик очнулся от мыслей и встряхнул головой. (Ч) 6. В окопчике спал мальчик. (Кат.)

§50. Суффиксы чик, щик лётчик, каменщик, асфальтщик

Внимание на последний согласный основы

  • согласных т, д, с, з, ж пиши суффикс чик : перевод+ ч ик , лёт+ ч ик , разнос+ ч ик, перевоз+ ч ик , перебеж+ ч ик
  • остальных согласных пиши суффикс щик : паром+ щ ик , стеколь+ щ ик , камен+ щ ик , фонар+ щ ик

Перед суффиксом чик буквы к, ц, ч заменяются на т : раздат + чик ча .

Мягкий знак пиши только после л : кровель щик, стеколь щик.

Слово с суффиксом «чик»: правила написания и примеры

Какие слова с суффиксом -чик-, -щик- вы знаете? Ответить на поставленный вопрос сможет практически каждый человек. Хотя есть и такие люди, которые путаются в постановке данных морфем. В связи с этим представленную статью мы решили посвятить именно этой теме.

Имена существительные с суффиксом –чик- нередко употребляются в письме с такой морфемой, как -щик-. Следует отметить, что это грубейшая ошибка. Ведь существует строгое правило в русском языке, которое прямо указывает на то, в каком случае следует писать букву «ч», а в каком – «щ».

Как следует писать и говорить: «переписщик» или «переписчик»? Далеко не каждый знает правильный ответ на этот вопрос. Однако специалисты утверждают, что такая лексическая единица имеет суффикс -чик-. Следовательно, правильно требуется писать «переписчик». Хотя во время произношения необходимо использовать только первый вариант.

Как видите, суффикс -чик-, а также суффикс -щик- могут довольно легко вызывать множество сомнений по поводу их написания в тексте. Именно поэтому специалисты рекомендуют запомнить то правило русского языка, которое объясняет выбор определенной морфемы. Для тех, кто его не знает, представим его прямо сейчас.

Если основа имен существительных оканчивается на такие согласные буквы, как «т», «ж», «д», «с» и «з», то после них требуется писать только суффикс -чик-. Для того чтобы данное правило стало более понятным, приведем несколько наглядных примеров:

  • перевоДчик;
  • леТчик;
  • водопровоДчик;
  • разноСчик;
  • перевоЗчик;
  • расскаЗчик;
  • газеТчик;
  • объезДчик;
  • воЗчик;
  • перепиСчик;
  • извоЗчик;
  • объезДчик;
  • перебеЖчик;
  • переноСчик;
  • пулемеТчик;
  • буфеТчик;
  • перескаЗчик;
  • развеДчик;
  • реЗчик;
  • смаЗчик;
  • вертолёТчик;
  • закаЗчик;
  • переплеТчик;
  • подноСчик;
  • погруЗчик;
  • откаТчик;
  • передаТчик и проч.

Как видите, большинство из представленных слов обозначают те или иные профессии. С суффиксом -чик- также употребляются такие лексические единицы, которые образуют названия лиц по их принадлежности к определенному месту жительства и национальности.

Теперь вам известно, какие в русском языке существуют слова с суффиксом -чик- (примеры слов были представлены выше). Однако для правильного написания упомянутых лексических единиц следует знать не только вышеописанное правило. Ведь довольно большое количество людей совершают и такие ошибки, как:

  • раздача + суффикс -чик- будет «раздаччик»;
  • кабак + суффикс -чик- будет «кабакчик»;
  • добыча + суффикс -чик- будет «добыччик» и проч.

Следует особо отметить, что это неверное словообразование. Однако и на этот счет в русском языке имеется отдельное правило, которое звучит следующим образом: перед суффиксом -чик- такие буквы, как «ц», «к» и «ч» заменяются на букву «т». Приведем наглядный пример:

  • раздаЧа + суффикс –чик- будет «раздаТчик»;
  • кабаК + суффикс –чик- будет «кабаТчик»;
  • добыЧа + суффикс –чик- будет «добыТчик» и проч.

В каких случаях ставится суффикс –щик-?

Теперь вам известно о том, в каких случаях следует писать слово с суффиксом –чик-. Однако в русском языке нередко встречаются и такие лексические единицы, в которых применяется морфема –щик-. Как и в предыдущем случае, такой суффикс может ставиться в именах существительных, которые образуют собой названия лиц мужского пола, имеющих ту или иную профессию, занимающихся определенным родом занятий, а также принадлежащих к какой-либо национальности или месту жительства.

Также морфема -щик- пишется в том случае, если основа имени существительного заканчивается на другие согласные буквы, отличные от вышепредставленных («т», «ж», «д», «с» и «з»). Приведем наглядный пример:

  • зачинщик;
  • спорщик;
  • наборщик;
  • плательщик;
  • перестраховщик;
  • бетонщик;
  • обманщик;
  • прядильщик;
  • сварщик;
  • барабанщик;
  • надсмотрщик;
  • съёмщик;
  • пильщик;
  • стекольщик;
  • носильщик;
  • бурильщик;
  • браковщик;
  • каменщик;
  • сборщик;
  • угольщик;
  • кровельщик;
  • прицепщик;
  • упаковщик;
  • полировщик;
  • табунщик;
  • строгальщик;
  • фонарщик и проч.

Как было сказано выше, слово с суффиксом -чик- пишется в том случае, если основа имени существительного оканчивается на следующие буквы: «т», «ж», «д», «с» и «з». Тогда напрашивается вопрос о том, почему в некоторых лексических единицах используется морфема -щик-, даже если ее основа имеет на конце букву «т». Следует особо отметить, что это не слова-исключения, а лишь иноязычные формы.

Таким образом, некоторые лексические единицы, которые перешли в русской язык с иностранного, могут образоваться при помощи суффикса -щик-, даже если на конце имени существительного стоит буква «т». Но это лишь в том случае, если иноязычное слово оканчивается на 2 согласные. Приведем наглядный пример:

  • процеНТ – процентЩИК;
  • асфалЬТ – асфальтЩИК и пр.

Следует ли ставить «мягкий знак»?

О том, когда пишется слово с суффиксом –чик-, а когда с суффиксом –щик-, мы выяснили. Однако во время написания таких имен существительных нередко возникает и такой вопрос: требуется ли ставить мягкий знак перед морфемой –щик-? Ведь довольно большое количество людей часто пишут представленные слова следующим образом:

  • зачинЬщик;
  • бетонЬщик;
  • табунЬщик;
  • фонарЬщик и проч.

С чем это связано? Дело в том, что согласная «щ» представляет собой мягкую букву, и она нередко так смягчает звук, что некоторые люди пишут перед ней «ь». Однако это неправильно. Ведь в русском языке и на этот счет существует свое правило. Оно гласит, что мягкий знак следует писать в именах существительных только после «л». Приведем наглядный пример:

  • кровельщик;
  • стекольщик;
  • плательщик;
  • прядильщик;
  • пильщик;
  • бурильщик;
  • носильщик;
  • угольщик;
  • кровельщик;
  • строгальщик и проч.

Слово с суффиксом -чик- следует писать только в том случае, если основа имени существительного оканчивается на такие буквы, как «т», «ж», «д», «с» и «з». Но как же тогда объяснить правописание таких лексических единиц, как калачик, диванчик, кирпичик ключик мальчик, пальчик, огурчик стульчик, мячик и пр.? Дело в том, что во всех представленных словах суффиксом выступает не –чик-, а –ик-. Что касается буквы «ч», то она является либо отдельным суффиксом, либо входит в корень. Именно поэтому такие лексические единицы не подпадают под вышеописанные правила. Более того, данная морфема является чередующейся (–ик-/-ек-). И чтобы проверить ее написание, следует просклонять основное слово. Таким образом, суффикс -ек- ставится в тех лексических единицах, при склонении которых гласная буква «е» выпадает. Приведем пример:

  • внучек – внучка;
  • свисточек – свисточка;
  • звоночек – звоночка;
  • огонёчек – огонёчка;
  • листочек – листочка;
  • ножичек – ножичка;
  • стебелёчек – стебелёчка;
  • комочек – комочка;
  • сыночек – сыночка;
  • молоточек – молоточка;
  • цветочек – цветочка и проч.

Что касается суффикса -ик-, то он пишется в тех словах, при склонении которых буква «и» сохраняется. Приведем пример:

  • диванчик – диванчика;
  • мальчик – мальчика;
  • калачик – калачика;
  • огурчик – огурчика;
  • кирпичик – кирпичика;
  • ключик – ключика;
  • стульчик – стульчика;
  • пальчик – пальчика;
  • личико – личика;
  • мячик – мячика и проч.

Буквы «Ч» и «Щ» в суффиксах имен существительных -чик- и -щик-

Тип урока: Изучение нового материала; урок-открытие.

Цель урока: Изучить правило правописания суффиксов имен существительных -ЧИК и -ЩИК.

Обучающая – изучить правило написания в существительных суффиксов -ЧИК и -ЩИК;

Развивающая – научить сравнивать, синтезировать полученную информацию и по этой информации делать выводы;

Воспитывающая – аккуратное оформление тетрадей, вырабатывать умение слушать учителя и ответы одноклассников.

Ребята, сегодня мы с вами продолжим изучать такую самостоятельную часть речи как – имя существительное. Мы проведем на уроке исследовательскую работу и сделаем открытие нового правила правописания имен существительных.

Итак, первое исследование.

На экран выводятся, поговорка, стишок, скороговорки. Слайд 3

Ребята должны найти слова с суффиксами -чик и -щик и определить значение найденных слов.

А теперь второе исследование.

На экран выводятся слова с суффиксом -чик, обозначающим профессию, и уменьшительно-ласкательным суффиксом -чик. Слайд 4

— По какому принципу различается написание слов с одинаковыми суффиксами?

Учащиеся предлагают свои варианты ответов__________________________________

Теперь мы можем сформулировать цель урока.

Учащиеся предлагают свои варианты__________________________________________

Учитель делает вывод .

Цель нашего урока:

Изучить правило правописания суффиксов имен существительных -ЧИК и -ЩИК.

  • Изучение нового материала:
  • На доске написаны слова в 2 столбика:

    Учащиеся должны увидеть закономерность: в каких случаях пишется тот или иной суффикс. Для этого задаются наводящие вопросы:

    — После каких букв стоит суффикс –ЧИК?

    Учащиеся предлагают свои варианты ответов____________________________________

    — После каких букв стоит суффикс –ЩИК?

    Учащиеся предлагают свои варианты ответов ____________________________________

    — А можно ли их как-нибудь объединить?

    Есть ли у этих букв какая-нибудь закономерность?

    Учащиеся предлагают свои варианты ответов_____________________________________

    Учащиеся приходят к выводу, что суффикс –ЧИК пишется после букв Д-Т, З-С,Ж, которые можно объединить по принципу звонкости-глухости.

    — Так какое открытие мы с вами сделали?

    Учащиеся формулируют правило правописания суффиксов -чик и -щик

    В СУФФИКСЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ -ЧИК (-ЩИК) ПОСЛЕ БУКВ Д-Т, З-С, Ж ПИШЕТСЯ БУКВА Ч. В ОСТАЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ ПИШЕТСЯ БУКВА Щ.

    Учитель приводит примеры объяснения правила устно:

    Смазчик образовано от глагола (смазать ), перед суффиксом буква З, значит пишется суффикс -чик.

    Каменщик образовано от существительного (камень ), основа заканчивается не на д-т, з-с, ж , значит пишется суффикс -щик.

    1. Выполнение упражнений:

    а) Учебник, упражнение № 224 с.86 выполняется устно под руководством учителя.

    Шахтёр, работающий в забое – забойщик; железнодорожник, обслуживающий прицеп вагонов – прицепщик; лётчик, управляющий вертолётом – вертолётчик ; рабочий, работающий на погрузке и выгрузке – погрузчик ; солдат, обслуживающий пулемёт – пулемётчик ; типографский рабочий, делающий переплёты у книг – переплётчик; военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике – разведчик; специалист по переводам с одного языка на другой – переводчик.

    б) Учебник, упражнение № 222 с. 85-86 выполняется письменно в тетради, самостоятельно, с последующей проверкой.

    Буфет..ица, копиров..щик, экскаватор..ик, перепис..ик, сортиров..ица, расфасов..ик, стеколь..ик, автомат..ик, лёт..ик, объед..ик, аппарат..ик, разнос..ик, воз..ик, рассказ..ик, автопогруз..ик, прессов..ица, бакен..ик, свар..ик.

    2. Работа у доски:

    (учитель диктует слова, учащиеся по цепочке выходят к доске и записывают их с объяснением)

    Переводчик, пильщик, наборщик, носильщик, переплетчик, летчик, смазчик, точильщик, каменщик, барабанщик, стекольщик, полировщик, сборщик, бетонщик, бурильщик, табунщик, водопроводчик, разведчик, перебежчик, газетчик, зачинщик, угольщик, рассказчик, разносчик, пулеметчик, забастовщик.

  • Подведение итогов урока.
  • Ребята, давайте подведем итоги урока.

    — Какое открытие мы сегодня сделали на уроке?

    Учащиеся предлагают свои варианты ответов___________________________

    — Какое правило мы должны знать при написании суффиксов -чик и -щик?

    Учащиеся проговаривают правило______________________________________

    Напишите сказку на тему: “Приключения суффиксов ЧИК и ЩИК”. Начните свою сказку так:

    В некотором царстве, некотором государстве жили-были два брата: суффиксы ЧИК и ЩИК. Однажды….

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Буквы Ч и Щ в суффиксе -чик (-щик). 6-й класс

    Цель урока: формировать умение правильно определять, какой суффикс необходимо писать в существительных: -чик или -щик .

    Задачи:

    • Обучающие :
      • научиться узнавать суффиксы -чик (-щик )
      • научить правильно писать суффиксы -чик (-щик )
      • устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора букв ч и щ в суффиксах;
    • Развивающие :
      • развивать орфографическую зоркость, творческие способности учащихся.
    • Воспитательные :
      • вызвать интерес к изучаемой теме, пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку.

    Тип урока: урок изучения нового материала.

    Формы обучения: индивидуальная, групповая.

    Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый.

    План урока:

    I. Организационный момент

    – Вы обратили внимание на необычную запись на доске, чего здесь не хватает? (Нет темы урока).
    – Оставьте свободную строчку в своих тетрадях. Тему урока вы попробуете сформулировать самостоятельно, и мы вместе ее запишем.
    – Сегодня мы продолжаем работу с частью речи нам уже знакомой:

    Я в языке одни предметы называю,
    Запомните, друзья, – вот главный мой секрет:
    Когда процесс и признак я обозначаю,
    То их всегда представлю как предмет.

    – Что это за часть речи? (Существительное)
    – А начнем мы сегодня с орфоэпической разминки.
    – Что изучает орфоэпия?
    – Итак, произносим слова вслух четко, правильно расставляя ударение:

    Партер, столяр, договор, начал, красивее, щавель, начала, медикаменты, процент, статуя, инструмент, шофёр, положил, документ, километр, случай, хозяева, баловать, квартал, украинский, прожил, столяр, разбаловаться, атлас, звонит, тефтели, пихта, торты, красивее, творог.

    – Запишите все эти слова, расставьте ударение. (Еще раз читаем вслух по записи в тетрадях)

    II. Изучение новой темы

    Ученик у доски записывает слова под диктовку: барабанщик, пулеметчик, резчик, красильщик.

    – Какая морфема в словах вызывает затруднение в написании? (Суффикс)
    – Почему? (Произношение и написание не совпадают)
    – Выделите суффиксы в существительных.
    – Кто уже сможет сформулировать тему урока? (записываем на доске).
    – Чтобы правильно выбрать суффикс, необходимо знать правило. Мы попробуем его сформулировать сами.

    Запись под диктовку у доски и в тетрадях:

    ДокладчикМойщик
    СоветчикСтекольщик
    ЗаказчикКаменщик
    ПереписчикКомпьютерщик
    Перебежчик Шарманщик

    – Что, по-вашему, является условием выбора орфограммы? (Согласная перед суффиксом, подчеркнуть в каждом слове)

    Выписать: д-т, з-с, ж – -чик
    Остальные – -щик

    – Кто подскажет, как может звучать наше правило?
    – Правильность ответа проверим в учебнике на стр. 102
    – Ребята, кто догадался, какое значение придает суффикс -чик существительному? (Суффикс -чик придает существительному значение лица, причем мы можем догадаться и о профессии этого лица).

    III. Физкультминутка

    Примерный комплекс упражнений-физкультминуток для учащихся. Разработан в Научном центре здоровья детей РАМН и рекомендован для проведения учителями на уроках.

    А) Гимнастика для глаз

    1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. повторить 4-5 раз.
    2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
    3. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль на счёт 1 – 6. Повторить 2-3 раза

    Б) Для улучшения мозгового кро­вообращения

    1. Исходное положение (и.п.) – сидя на стуле.
    1 – голову на­клонить вправо; 2 – и.п.; 3 – голову наклонить влево 4 – и.п.; 5 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 – и.п. (Повто­рить 3-4 раза. Темп медленный).

    2. И.п. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо; 2 – и.п.: 3 – поворот головы налево; 4 – и.п.(Повторить 4-5 paз. Темп медленный.)

    3. Упражнение для мобилизации внимания (можно включить перед творческой работой)
    И.п. – стоя, руки вдоль туловища. 1 – правую руку на пояс; 2 – левую руку на пояс; 3 – правую руку на плечо; 4 – левую руку на плечо; 5 – правую руку вверх; 6 – левую руку вверх; 7-8 – хлопки руками над головой; 9 – опус­тить левую руку на плечо; 10 – правую руку на плечо; 11 – левую руку на пояс; 12 – правую руку на пояс; 13-14 – хлопки руками по бедрам. (Повторить 4-6 раз. Темп: 1 раз – медленный; 2-3 раза – средний; 3-4 – быстрый; 1-2 – медленный).

    IV. Закрепление

    1. Выявление суффикса. «Четвертое лишнее»

    Объездчик, разведчик, водопроводчик, фонарик (лишнее «фонарик», т.к. у него нет суффикса -чик ).

    2. Игра «Кто я такой?» (ученик у доски)

    – Работник, занимающийся разноской, доставкой чего-нибудь? (Разносчик – записывает это слово на доске и выделяет орфограмму)
    – Человек, выписывающий газету «Воложка» или любое другое периодическое издание? (Подписчик)
    – Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке.(Каменщик)
    – Рабочий, специалист по типографскому набору. (Наборщик)
    – Работник, ведущий учёт кого-нибудь, чего-нибудь. (Учётчик).

    Составьте 3-4-х предложения, используя любые из записанных слов (сильным можно предложить составить текст)

    3. Еще одно задание на внимание.

    – Чтобы проверить, насколько внимательно вы изучили правило о суффисках -чик , -щик , определите: соответствует ли указанному правилу написание данных слов?

    1. Рубчик, рукавчик, тюльпанчик.
    2. Ключик, кирпичик, кузнечик.
    3. Самоварчик, трамвайчик, барабанчик.
    4. Фонарщик, барабанщик, наборщик.

    (Не во всех рядах слов существительные содержат суффиксы -чик и -щик : во втором ряду существителые имеют уменьшительно-ласкательный суффикс -ик , а в первой и третьей группах слов суффикс -чик придает словам значение маленького предмета. Только существительные четвертой группы соответствуют изученному сегодня правилу).

    4. Комментированное письмо:

    1. Барабанщики яростно колотили в барабаны.
    2. Побывав у заказчиков, Саша зашел на минутку к сестре.
    3.. По колеблющимся мосткам сновали грузчики.
    4. Рабочие передавали сменщикам станки.
    5. Жестянщики работали на глазах всей улицы.
    6. Резко сигналили шофёры, покрикивали возчики, сновали грузчики в форменных фуражках.

    – А сейчас, ребята, я вам спою отрывки из разных песен, а вы попробуйте на слух определить значения изученных сегодня суффиксов.

    Барабан был плох. Барабанщик – бог.
    Ну, а ты была вся лучу под стать.
    Так легка, что могла
    Ты на барабане танцевать.
    На Тихорецкую состав отправится.
    Вагончик тронется, перрон останется.
    Стена кирпичная, часы вокзальные.
    Платочки белые /3 раза.
    Платочки белые, глаза печальные.
    Фонтан черёмухой покрылся.
    Бульвар французский был в цвету.
    “Наш Костя, кажется, влюбился! ” –
    Кричали грузчики в порту.

    V. Творческое задание

    –Посмотрите в окно. Какой замечательный сегодня день. Что придает особую праздничность зимнему пейзажу? А вы сейчас отправитесь в зимний лес. Распространите предложения подходящими по смыслу словами.

    Зима. Выпал снег. ________ скатертью покрылась и отдыхает земля.
    _________ высятся сугробы.
    _________ ________ шапками накрылся и притих лес.
    На скатерти снегов видят охотники __________ узоры ______ и _______ следов.

    (Раздаются карточки с отпечатанным текстом).

    – Слова какой части речи вы использовали? Прочитать насколько работ, отметить удачные.

    V. Итог урока:

    – Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали?
    – Для чего надо знать значения суффиксов?
    – Какую роль играют в языке суффиксы?

    Домашнее задание: правило на стр. 102, упр.245, выписать слова в рамочках и запомнить их написание и произношение. (На следующем уроке продолжения темы следует взять примеры орфограммы «Мягкий знак после л перед суффиксом -чик »)

    Цели урока: познакомить учащихся со способами действия при выборе написания в существительных суффиксов -чик, -щик ; научить применять этот способ действия для правильного написания суффиксов -чик, -щик ; обратить внимание учащихся еще на одну функцию суффикса -чик – уменьшительное значение; обогатить словарный запас учащихся.

    ХОД УРОКА

    I. Вступительное слово учителя.

    – Ребята! Мы с вами сегодня продолжим наше знакомство с удивительным, огромным миром суффиксов. Этим морфемам в нашем языке доверена трудная, но интересная работа, так как они образовывают новые слова, обогащают наш язык. Каждый суффикс имеет свое определенное значение, учит нас видеть характер слов.
    Но изучение суффиксов можно сделать более интересным, разнообразным, если мы в течение урока будем помогать друг другу, вместе решать сложившиеся ситуации.
    Сначала за помощью к вам хочу обратиться я. Мне надо правильно написать слово переписчик . (На доске перепис…ик ). Я не знаю, какую букву мне выбрать в суффиксе. Вы мне не подскажете? (Заслушиваются варианты ответов .)
    Так какую же выбрать букву: ч или щ? Какую орфографическую проблему вы обнаружили?

    – Произношение не соответствует написанию.

    – Над решением этой проблемы мы и будем сегодня работать. Мы должны дойти до истины, потому что наша основная задача – это научиться грамотно писать.

    II. Изучение нового материала.

    – Откройте тетради, запишите число, тему “Буквы ч и щ в суффиксе имен существительных -чик (-щик) ”.
    А теперь, ребята, давайте образуем при помощи суффиксов -чик, -щик слова. Я вам буду читать лексические толкования слов, а вы – образовывать слова. Ответы будем записывать на доске.

    1. Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике – разведчик .
    2. Солдат, обслуживающий пулемет – пулемётчик .
    3. Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь – смазчик .
    4. Тот, кто перебежал к врагу, изменник – перебежчик .
    5. Работник, который занимается приёмом чего-нибудь – приёмщик .
    6. Лицо, имеющее подписку на какое-нибудь подписное издание – подписчик .
    7. Рабочий, работающий посменно с другим – сменщик .

    – Вот какие слова мы образовали: и с буквой ч , и с буквой щ в суффиксе. Буквы разные, а что общего в этих словах, в этих суффиксах?
    Эти суффиксы образуют существительные со значением лица, обозначают людей какой-либо профессии, специальности, по роду их занятий.
    Значение суффиксов определили. А орфографическую проблему еще не решили. Еще раз внимательно посмотрите на эти слова и попробуйте ответить на вопрос: когда в суффиксах существительных -чик, -щик пишется буква ч , когда – щ ? Может быть, вы заметили какую-нибудь закономерность? (Заслушиваются варианты ответов .)

    – Давайте проверим, правильно ли вы ответили. (Открывается таблица № 1 .)

    Таблица № 1

    – Итак, делаем вывод: в суффиксе существительных -чик (-щик) после букв д, т, з, с, ж пишется буква ч ; в остальных случаях пишется буква щ . Опознавательный признак орфограммы – согласной – стечение согласных.
    А теперь обратимся к началу урока: какую же букву мы пишем в слове перепис…ик ? Почему?

    III. Закрепление изученного.

    – Давайте проверим то, как мы поняли новую тему. Для этого у доски выполним упражнение 197. (Учащиеся работают парами, пишут слова, графически обозначая условия выбора изучаемой орфограммы).
    Ребята, а сейчас представьте, что вы корреспонденты и должны написать ко Дню строителя статью о новостройках нашего села. О людях какой профессии вы напишете? Какие слова с суффиксами -чик, -щик вам в этом помогут? (Учащиеся за определенное время составляют небольшие тексты, используя, примерно, следующие слова: каменщик, стекольщик, паркетчик, электросварщик, бетонщик, экскаваторщик, крановщик, водопроводчик и объясняют правописание суффиксов ).
    Следующее упражнение выполняем устно. Даны пары слов. Сравните эти слова: один и тот же суффикс или разные суффиксы имеются в этих парах существительных? (Учащиеся читают и разбирают следующие пары слов: сарайчик – грузчик, магазинчик- летчик, стульчик – объездчик, карманчик – подписчик ).

    – Эти примеры доказывают, что суффикс -чик имеет еще одно значение: уменьшительное.

    – А сейчас, ребята, я хочу вам рассказать об этом суффиксе небольшую сказку.

    Давным-давно жил-был суффикс Чик. Он был такой добрый, ласковый, что все слова, к которым он подходил, сразу же превращались в таких же добрых и ласковых, как и сам суффикс. У суффикса Чик была еще одна особенность: он умел уменьшать слова. Вместо мощного КОЛОКОЛА получался чудно звенящий КОЛОКОЛЬЧИК. Даже большой зрелый ОГУРЕЦ превращался в изящный ОГУРЧИК. А также суффикс Чик образовывал и образует слова, обозначающие людей какой-нибудь специальности, профессии. Например, из корня Лет Чик образовывал – ЛЕТЧИК, из слова ПЕРЕПЛЕТ – ПЕРЕПЛЕТЧИК. Сейчас суффикс Чик уже немолодой. Но он по-прежнему старательно работает и помогает людям. (Используется таблица № 2 .)

    Таблица № 2

    – Следующие задания – выборочный диктант и работа с индивидуальными карточками – еще раз проверят насколько хорошо вы поняли сегодняшнюю тему.

    IV. Выборочный диктант.

    -щик: сборщик, шарманщик, сварщик

    -чик: (со значением лица) заказчик, советчик, попутчик

    -чик: (с уменьшительным значением) диванчик, кафтанчик, стаканчик

    V. Работа с индивидуальными карточками.

    Карточка № 1.

    Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясните выбор суффикса.

    Камен…, водопровод…, барабан…, полиров…, сбор…, газет…, рассказ…, стеколь…, бетон…, вагон…

    Карточка № 2.

    Перевод…, буриль…, разнос…, портфель…, пулемёт…, уголь…, набор…, компьютер…, забастов…, зачин…

    – А сейчас, ребята, я вам сыграю на гитаре и спою отрывки из разных песен, а вы попробуйте на слух определить значения изученных сегодня суффиксов.

    Барабан был плох. Барабанщик – бог.
    Ну, а ты была вся лучу под стать.
    Так легка, что могла
    Ты на барабане танцевать.

    На Тихорецкую состав отправиться.
    Вагончик тронется, перрон останется.
    Стена кирпичная, часы вокзальные.
    Платочки белые /3 раза.
    Платочки белые, глаза печальные.

    Фонтан черёмухой покрылся.
    Бульвар французский был в цвету.
    “Наш Костя, кажется влюбился,” –
    Кричали грузчики в порту.

    VI. Выводы.

    – Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали? Как мы её решили? Для чего надо знать значения суффиксов? Какую роль играют в языке суффиксы?

    VII. Домашнее задание.

    Выучить орфограмму. Выполнить упражнение 199 – письменно, 200 – устно.

    Технологическая карта урока

    Цель деятельности учителя

    Развивающая:

    Образовательная:

    Воспитательная:

    Тип урока

    Урок «открытия» новых знаний

    Планируемые образовательные результаты

    Предметные

    Личностные

    Метапредметные:

    Методы и формы обучения

    Частично-поисковая, индивидуальная, групповая, фронтальная

    Оборудование

    Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

    Наглядно-демонстрационный материал

    Мультимедийная презентация.

    Технологии

    Здоровьесбережения, развивающего обучения, поэтапного формирования умственных действий

    Этапы урока

    Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения.

    Деятельность учителя

    Осуществляемая деятельность учащихся

    Формы организации взаимодействия

    Формируемые умения (УУД)

    Промежуточный контроль

    1. Организационный этап

    Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

    Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

    Добрый день.

    Громко вновь звенит звонок

    Нам пора начать урок

    Все волнения отбросьте-

    Не забыли о нас гости!

    Оглянитесь, улыбнитесь,

    Тихо по местам садитесь.

    − Я рада видеть ваши жизнерадостные лица и добрые глаза. Надеюсь, что урок принесет нам радость общения друг с другом. Я желаю вам успеха, а вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок!

    -Открывайте тетради , записывайте число, классная работа

    Приветствие учащихся

    фронтальная

    Личностные:

    Проявить интерес к изучению темы;

    Познавательные:

    формирование эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничеств

    Устные ответы

    Проверка домашнего задания

    – Сегодня мы продолжаем работу с частью речи нам уже знакомой: Догадайтесь, о какой части речи пойдет речь.

    Я в языке одни предметы называю,
    Запомните, друзья, – вот главный мой секрет:
    Когда процесс и признак я обозначаю,
    То их всегда представлю как предмет.

    – Что это за часть речи?

    Что общего между фотографиями и этой часть речи? А вам знакомы эти предметы, где они находятся?

    Правильно, это предметы, которые находятся у нас в Клявлино.

    А вы любите Клявлино?

    Отвечают устно, проверяют правильность по ключам на слайде

    Изображение обозначает предмет.

    Устные ответы

    2. Мотивация учебной деятельности учащихся

    Цель: поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации

    Целеполагание, формулирование темы урока, введение в урок проблемного диалога, определения учащимися границ знания – незнания.

    3. Постановка проблемы

    4. Постановка темы, цели.

    Скажите, пожалуйста, вы любите свой поселок? А за что?

    Да, у нас красивое Клявлино, много красивых домов, зданий. А вы хотели бы построить новое здание? А какое?

    Я решила организовать строительство…(выбор детей) в нашем Клявлино. Поможете?

    Что необходимо сделать, чтобы начать строительство? Как нам найти людей? (Напишем объявление) Люди каких профессий нам понадобятся?

    …Я уже начала писать объявление и не смогла, у меня возникло сомнение при написании некоторых слов, например груз..ик , кранов…ик.

    Вы не подскажете? Какие есть идеи?

    В какой морфеме я сомневаюсь? Теперь вспомните, людей, каких специальностей мы ищем, нет ли среди названий тех, которые образованы при помощи наших суффиксов?

    Эти суффиксы образуют существительные со значением лица, обозначают людей какой-либо профессии, специальности, по роду их занятий.

    Можно определить по произношению, какую букву писать?

    Какую орфографическую проблему мы обнаружили? Произношение не соответствует написанию. Какой будет тема урока?

    -Какая цель урока?

    Воспользуйтесь вспомогательными глаголами. –Познакомиться, выяснить... (Ответы детей)

    Да.(ответы детей)

    -да, высокое, красивое.

    Поможем.

    Нужно найти рабочих

    Написать объявление

    Высказывают свое мнение

    По произношению определить нельзя, можно запутаться.

    Произношение не соответствует написанию

    -«Буквы ч и щ в суффиксе –чик(-щик)»

    Выявить условия написания ч и щ в суффиксах _-чик - щик).

    фронтальная

    Личностные : имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению.

    Познавательные : устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

    Регулятивные : целеполагание, осознают недостаточность своих знаний.

    Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

    3. Актуализация знаний

    4. Изучение нового материала

    Беседа. Подготовка мышления учащихся к осознанию ими внутренних потребностей к построению нового способа действий.

    Над решением этой цели мы и будем сегодня работать.

    Для достижения нашей цели у нас два варианта: посмотреть в учебник или провести исследование

    Что выбираете?

    Мы проведем исследование. Вы проводили когда-нибудь исследования? Что это значит?

    Давайте понаблюдаем, выделите суффиксы в этих словах, подчеркните согласную букву перед суффиксами. Что заметили?

    Заказчик

    Подписчик

    Укладчик

    Паркетчик

    Перебежчик

    Каменщик

    Компьютерщик
    бетонщик

    Крановщик

    − Итак, ребята, вы можете ответить, от чего зависит написание согласных Ч и Щ в суффиксах –чик-щик? Сформулируйте, пожалуйста, правило.

    Давайте составим алгоритм:

    Каким будет первый шаг нашего алгоритма?

    учитель фиксирует на доске алгоритм

    Можем мы теперь правильно написать суффиксы –чик, -щик? (Да). Можем обосновать выбор букв Ч и Щ? (Да).

    Посмотрите вот на эти слова. Что видим общего?

    кровельщик; стекольщик; плательщик; прядильщик; пильщик; (показываю другие слова, видят, как пишется л с ь, а нщ без ь) крановщик, бетонщик, электросварщик

    Провести исследование

    Работают в паре.

    -Согласная перед суффиксом, подчеркнуть в каждом слове

    Выписать: д-т, з-с, ж – -чик
    Остальные – -щик

    Формулируют правило

    Алгоритм:

    1.выделить суффикс.

    2. обратить внимание на букву, которая стоит перед суффиксом.

    3. Перед суффиксом нет букв д-т, з-с, ж, значит надо писать суффикс –щик.

    Во всех словах после л пишется мягкий знак.

    Теперь надо потренироваться

    Фронтальная, работа с таблицей.

    Познавательные : выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; устанавливают причинно-следственные связи.

    Коммуникативные: слушают и задают вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

    Устные ответы

    4. Первичное усвоение новых знаний

    Цель: формирование умения находить различные формы отрицатель

    ных местоимений в тексте, определять их роль в тексте; правильно писать отрицательные местоимения с предлогами и без.

    Групповая форма работы.

    Развитие речи учащихся, познавательной активности, логического и образного мышления.

    Физкультминутка

    Развитие взаимовыручки, коммуникативности, коллективизма.

    Теперь мы можем дать объявление о наборе рабочих для строительства…Я одна не справлюсь…

    Ученики работают с карточками. Оформляем два стенда «Требуются рабочие».

    Почему две доски объявления? Грузчик и крановщик пишу, а теперь проработаем по такому же принципу и распределим эти профессии: Сварщик, водопроводчик, сборщик, бурильщик, компьютерщик, наладчик, смазчик, грузчик, каменщик, паркетчик,

    Много профессий на свете у нас!

    О них поговорим сейчас:

    Каменщик кладет кирпич, (Попеременно кладет кисти рук одна на другую сверху – вниз.)
    А охотник ловит дичь (Делают бинокль из пальчиков)
    Есть учитель, есть кузнец, (Загибают пальцы, перечисляя профессии)
    Балерина и певец.

    Чтоб профессии иметь, (Разгибаем пальцы)
    Надо много знать, уметь

    (Повороты кистями - тыльная сторона ладошки)
    Хорошо дружок учись!
    И, конечно, не ленись!

    Еще одно задание на внимание.

    – Чтобы проверить,насколько внимательно вы изучили правило о суффиксах -чик , -щик , определите: соответствует ли указанному правилу написание данных слов?

    1. Рубчик, рукавчик, тюльпанчик.
    2. Ключик, кирпичик, кузнечик.
    3. Самоварчик, трамвайчик, барабанчик.
    4. Фонарщик, барабанщик, наборщик.

    – Эти примеры доказывают, что суффикс -чик имеет еще одно значение: уменьшительное.

    Игра «Кто я такой?»

      Работник, который занимается приёмом чего-нибудь – приёмщик .

      Лицо, имеющее подписку на какое-нибудь подписное издание – подписчик .

      Рабочий, работающий посменно с другим – сменщик .

      Рабочий, который замешивает бетон бетонщик .

      Человек, работающий на экскаваторе экскаваторщик .

    -Ребята, какой вывод о проделанной работе можно сделать? Чему вы научились на примере этого упражнения ?

    Ученики работают с карточками. Оформляем два стенда «Требуются рабочие».

    Один с суффиксом –чик, другой с суффиксом –щик

    Работают в паре, обсуждают, записывают.

    Выходят к доске и распределяют

    Выполняют упражнения

    (Не во всех рядах слов существительные содержат суффиксы -чик и -щик : во втором ряду существительные имеют уменьшительно-ласкательный суффикс -ик , а в первой и третьей группах слов суффикс -чик придает словам значение маленького предмета. Только существительные четвертой группы соответствуют изученному сегодня правилу).

    - (познакомились с профессиями, научились применять правило

    (записывают слова, объясняя свой выбор)

    письменная

    Работа в паре

    фронтальная

    Личностные: желают приобретать новые знания, умения.

    Познавательные : слушают, извлекая нужную информацию.

    Личностные: продолжают формирование культуры здоровья

    Коммуникативные : осуществляют совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

    Устные ответы. Письменная работа.

    Выполняют упражнения

    5. Первичная проверка понимания

    Цель: выявить уровень усвоения знаний по теме урока

    На партах у вас приготовлены две сигнальные карточки. Буква ч и щ. В следующем задании вам нужно будет на слух определить правописание буквы в суффиксе чик или щик, поднять нужную карточку.

    Рассказчик – ч

    Каменщик – щ

    Стекольщик – щ

    Заказчик – ч

    Приказчик – ч

    Фонарщик – щ

    Банщик – щ

    Сложно ли на слух отличать тот или иной суффикс друг от друга? Какой вывод можно сделать (на слух определить нельзя) все эти слова произносятся с суффиксом -щик,а пишутся по-разному.

    - А вы знаете, ко мне в руки попали части заявлений некоторых неграмотных людей. Давайте исправим их ошибки. ПРИЛОЖЕНИЕ2.

      Работать грузщиком. (груз чик)

      Являться рассказщиком (рассказ чик)

      Юный барабанщик (нет ошибки)

      Опытный резщик (рез чик)

      Буду подписщиком (подпис чик)

    6. Строгий заказщик. (заказчик)

    Выбирают нужную карточку

    Исправляют ошибки

    Работа в паре, самостоятельная

    Познавательные: сравнение; осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

    коммуникативные: рефлексия способов и условий действий; учебное сотрудничество;

    Регулятивные: оценка своей деятельности; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; волевая саморегуляция в ситуации затруднения

    Письменная работа, устный ответ

    6. Обобщение, систематизация знаний.

    Цель: формирование умения самостоятельного применения изученного материала на практике

    Осуществление принципа «обратной связи», развитие познавательной активности учащихся в творческом поиске исследовательского типа.

    Пробуждение у учащихся любознательности.

    Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

    А что нужно сделать, чтобы не допустить подобных ошибок?

    А давайте теперь посмотрим, как вы усвоили это правило.

    − У вас на столе лежат карточки с заданием, которое предлагаю вам выполнить. Успехов вам, у вас все получится

    Тест.

    Вопрос № 1
    Укажи правильный ответ:

    а) В суффиксе существительных чик (щик) после букв д-т, з-с и ж пишется буква ч
    б)В суффиксе существительных чик (щик) после букв д-т, з-с и ж пишется буква щ
    в)В суффиксе существительных чик (щик) после букв д-т, з-с и ж пишется буква ж
    Вопрос № 2
    В каком слове на месте пропуска нужно писать букву щ?

    а)развед...ик
    б)перебеж...ик
    в)груз...ик
    г)фонар...ик

    Вопрос № 3
    В каком слове на месте пропуска нужно писать букву ч?

    а)груз...ик
    б)фасов...ик
    в) часов....ик
    г)танцов...ик

    Вопрос № 4
    В каком слове на месте пропуска не нужно писать букву щ?

    а)съём...ик
    б)прицеп...ик
    в)рматур...ик
    г)лёт...ик

    Вопрос № 5
    Укажите ряды слов, в которых на месте пропуска пишется буква ч:

    а) камен...ик, уклад...ик
    б)сортиров...ик, пулемёт...ик
    в)барабан...ик, газет...ик
    г)перебеж...ик, уклад...ик

    Нужно знать правило

    После выполнения работы учащиеся самостоятельно проверяют правильность выполнения задания в соответствии с ключом

    самостоятельная работа

    Личностные: положительное отноше­ние к учению, познавательной деятель­ности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать
    имеющиеся.

    Регулятивные : оценивают свою работу; исправляют ошибки.

    Коммуникативные : формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

    Письменная работа

    Устный ответ

    7. Информация о домашнем задании, инструктаж его выполнения

    Цель: организовать оценку результатов работы и постановку собственной учебной задачи в процессе выполнения Д/З

    Материал параграфа 44(выучить правило.)

    А) составить связный рассказ

    на тему «Рабочие на стройке», употребив существительные, обозначающие людей по профессии.

    Б) придумать и записать лингвистическую сказку о суффиксах -чик-щик-.

    8. Рефлексия

    самонаблюдение, размышление

    Самооценка личного вклада в общий результат деятельности

    − Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания?

    − Заканчивается урок.

    − Какую цель мы ставили на уроке?

    − Достигли её?

    − Докажите

    − В чем вы испытали затруднения?

    − Что вам помогло их преодолеть

    -Благодаря нашей работе, мы грамотно составили объявление, и теперь у нас будет строиться новое здание.

    Критерии оценивания:

    Поднимите кружочки красного цвета, кто

    Уверен в своих знаниях.
    Поднимите кружочки желтого цвета, кому

    Нужно ещё повторить.

    Поднимите кружочки синего цвета, кто

    Нуждается в помощи.

    Оценки за тест я поставлю в журнал.

    А я прощаюсь с вами, до свидания, мне было очень приятно с вами работать.

    Ответы детей

    Подвести итог

    Мы поставили цель выявить условия написания ч и щ в суффиксах -чик - щик

    Мы сами поставили цель, сами нашли новое правило и алгоритм, узнали условия написания ч и щ в суффиксах -чик - щик

    Выбирают смайлик нужного цвета

    Фронтальная

    Коммуникативные: внутренняя оценка деятельности учащихся;

    Личностные:

    Оценивать результат собственной деятельности.

    Регулятивные:

    Соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

    Устный ответ

    Приложение №1

    Заказчик

    Подписчик

    Укладчик

    Паркетчик

    Перебежчик

    Каменщик

    Компьютерщик
    Бетонщик

    Крановщик

    Прил.2.

    Сварщик, водопроводчик, сборщик, бурильщик, компьютерщик, наладчик, смазчик, грузчик, каменщик, паркетчик

    Самоанализ урока

    Тема урока: «Буквы ч и щ в суффиксе –чик(-щик)»

    Тип урока : Урок усвоения новых знаний

    Цель :

    Развивающая:

    Личностные УУД: умение извлекать информацию, содержащуюся в ЭОР и учебнике и применять полученные знания

    Регулятивные УУД: определение и формулирование цели на уроке с помощью учителя, планирование своего действия в соответствии с задачей.

    Коммуникативные УУД: соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

    Образовательная: формировать представление о смысловых и грамматических особенностях отрицательных местоимений и навыка их правильного написания

    Воспитательная: привить любовь к родному языку.

    Планируемые результаты:

    Предметные : уметь писать правильно слова с суффиксами на –чик-щик, составлять схему, алгоритм по правилу

    Личностные : уметь ориентироваться в справочном материале, проводить самооценку своей деятельности

    Метапредметные: уметь определять и формулировать тему урока; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

    Дидактическая цель достижима, реалистична, диагностична. Соответствует отобранному содержанию и способствует достижению планируемых результатов.

    Урок по русскому языку я строила в соответствии с требованиями ФГОС, опираясь на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся. Урок достиг поставленных целей. Он носил обучающий, развивающий и

    воспитывающий характер.

    Мною выявлен следующий уровень знаний, умений и навыков, приобретённых учащимися:

    Знают, от каких условий зависит правильное написание суффиксов –чик- -щик-, цель их употребления в речи.

    Умеют самостоятельно подбирать суффиксы –чик- - щик.

    Умеют выделять орфограммы, объяснять правописание, применять правила на практике.

    Владеют навыком выполнения разных видов грамматических разборов.

    В соответствии с целями и задачами урока на занятии используется репродуктивный метод (оперирование уже имеющимися знаниями, воспроизведение, выполнение работы в соответствии с образцом, составление алгоритма действия) с элементами частично-поискового (учащиеся приобретают новые знания, оперируя имеющимися).

    Организационный момент включал в себя релаксацию на создание доброжелательной атмосферы, настраивал на продуктивную работу. Применение технологий здоровьесбережения, развивающего обучения, поэтапного формирования умственных действий позволяют избежать перегрузок детей во время урока. Проведение тематической физкультминутки способствовало предотвращению у учащихся усталости.

    Продуктивной деятельности учащихся способствовали различные методы обучения:

    Индивидуальный опрос:

    Устный ответ

      Монологический ответ по опорной схеме.

      Связный ответ на отдельные вопросы.

    Письменный ответ

      Ответ с использованием карточек контроля знаний.

    Коллективный опрос.

      Фронтальный опрос.

      Выборочный опрос.

      Работа в паре: рецензирование ответов друг друга; взаимопроверка и оценка знаний.

    Итог самоанализа

    При планировании урока я учитывала особенности личности учащихся и классного коллектива. Задачи урока планировались комплексно (образовательные, развития, воспитательные). Способы и пути реализации задач продуманы с помощью содержания, форм, методов, средств. При отборе содержания учитывались требования программы, материал учебника, методические рекомендации. Учтён дифференцированный и индивидуальный подход к детям. Сочетание фронтальных, парных, и индивидуальных форм работы тщательно продуманы. Обеспечены оптимальные условия для проведения данного урока:

    – учебно-материальные (наличие необходимого для данного урока оснащения);

    Школьно-гигиенические (воздушный и световой режим, размещение учащихся в классе, профилактика утомляемости);

    Морально-психологические (педагогический такт и оптимизм, отношения с классом, межличностные отношения учащихся, общий психологический климат в классе).

    Тип и структура урока выбраны оптимально (последовательность избранных элементов урока, дозировка времени). Выбран оптимальный объём и оценена сложность домашнего задания. Моя работа по предупреждению неуспеваемости учащихся целенаправленна.

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Урахчинская основная общеобразовательная школа»

    Рыбно-Слободского муниципального района

    Республики Татарстан

    «Написание О и Е после шипящих

    в окончаниях и суффиксах

    существительных и прилагательных»

    (урок русского языка в 4 классе)

    Подготовила и провела

    учитель начальных классов Чугунова Любовь Николаевна

    2016 год

    Тема: Написание О и Е после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных

    Цель: формирование правописания о, е после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных

    Задачи: - выявить степень усвоения учащимися знаний о частях речи (существительные, прилагательные), морфем слова;

    Создавать условия для развития навыков правильного написания букв О-Е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных у младших школьников.

    Развивать связную речь, творческое мышление, умение сопоставлять, анализировать и обобщать.

    Тип урока : урок изучения нового материала.

    УУД: предметные : применяют знания по изучаемой теме; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; выделяют характерные признаки и закономерности.

    Личностные : освоение личностного смысла учения; широкая мотивация учения, принятие чужого мнения; восприятие образования как личностной ценности; дают адекватную самооценку.

    Метапредметные

    Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, карточки, таблицы).

    Регулятивные: регулируют собственную деятельность, направленную на изучение нового; планируют свою деятельность; работают по плану.

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; умение выражать свои мысли; оценивание качества своей и общей учебной деятельности

    Планируемые результаты : обучающийся научится объяснять изучаемую орфограмму; пользоваться правилом написания о, е после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных)

    Основные понятия: написание о, е после шипящих, имя существительное, имя прилагательное, суффикс, окончание

    Ресурсы : Чуракова Н.А. Русский язык. 4 класс: Учебник 1 ч.;

    Байкова Т.А. Русский язык. 4класс: Тетрадь для самостоятельных работ №1; карточки для индивидуальной, парной и групповой работы, таблицы с выводами и алгоритмом работы над написанием О и Ё после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, план урока, презентация.

    Формы работы : фронтальная, групповая, парная, индивидуальная

    Ход урока:

    I . Организационный момент

    Прозвенел уже звонок.
    Начинается урок.
    Мы сегодня не одни,
    Гости на урок пришли.
    Повернитесь поскорей,
    Поприветствуйте гостей!

    Начнем урок русского языка.

    Ребята, откройте, пожалуйста, свои тетради, проверьте свою посадку, запишите число 12 декабря, классная работа.

    Исследование языкового материала .

    У: ребята. Обратите внимание на доску. На доске написаны словосочетания. Почему после шипящих поставлены разные гласные в следующих словах?

    В дремуч е м лесу вышитый платоч е к

    сторож е вой катер пушистый снеж о к

    в больш о м доме теплым луч о м

    еж о вые рукавицы огромной чаш е й

    Вы можете воспользоваться подсказкой. (разобрать слова по составу)

    Учитель: Запишите в тетрадь слова с орфограммами после шипящих, выделите морфему. (Гриша работает на листочке)

    В какой морфеме встречаются орфограммы правописания гласных после шипящих? Одинаково ли они пишутся?

    Предполагаемый ответ : гласные суффиксе, окончании и пишутся по-разному.

    У: о чем будем говорить на уроке?

    ФОРМУЛИРОВКА ТЕМЫ УРОКА

    Правописание О и Е после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных

    (Тему урока на доску)

    ПОСТАНОВКА целей урока учениками с помощью приёма домысливания

    (продолжить предложения) :

    1. Познакомимся ………..

    2. Закрепим правописание …………

    3. Проверим свои ………….

    II . Актуализация знаний учащихся о правописании О и Е после шипящих в суффиксах существительных

    У: Сейчас мы проведём ФИНК - РАЙТ – РАУНД РОБИН

    Ваша задача подумать. Вставить нужные буквы на листочках. Потом по очереди зачитать свой ответ с листочка. (работаем в группах)

    Д: вставляют нужные буквы

    У: Ребята , возникли трудности при написании слов.

    Д: да

    У: какие трудности?

    Д: написание букв о-е после шипящих

    Что же получается? Проблемная ситуация

    Д: Возникает проблема: какую букву надо написать после шипящих в суффиксе О или Ё.

    У: как же решить проблему? Посмотрим в какой части слова находится данная орфограмма?

    Для этого необходимо узнать, от основы какого слова образованы данные слова.

    Д: Слово бочок образовано от основы слова бок при помощи суффикса -ок. Значит эта орфограмма находится в суффиксе.

    Запись в тетради столбиком слов: бок-, баран-, т.д.

    Чтение плаката Летучей Мыши на с 135

    В СУФФИКСАХ существительных под ударением пишется О, без ударения - Е, если эти существительные образованы от других существительных:

    мужич о к – (от мужик);/

    скворчонок – (скворец);/

    овражек – (от овраг);/

    У: Расставляем ударения в словах на листочках. Проверяем, правильно ли вставили пропущенные буквы после шипящих, используя правило. Записываем данные слова. Какое чередование видим? (к/ч, н/ш, т.д.)

    III . Упражнения на закрепления написания О и Ё (е) после шипящих в суффиксах существительных

      Упражнение 103, с 103

    У: Прочитайте стихотворные строки.

    Д: Нарезал горький луч(ё\о)к старич(ё\о)к

    Поужинал им и залёг боч (ё\о)к.

    У: Выпиши слова с суффиксом -ок- столбиком. Рядом с каждым из этих слов запиши слова, от основы которых они образованы. Покажи видимое на письме чередование согласных [к ] \ [ ч ].

    Д: лу ч ок – лу к

    стари ч ок- стари к

    бо ч ок – бо к

    Физминутка

    Вы, наверное, устали?

    Ну, тогда все дружно встали!

    Ножками потопали.

    Ручками похлопали.

    Наклонились вправо, влево

    Покрутились, повертелись.

    И за парты все уселись.

    Глазки крепко закрываем,

    Дружно до пяти считаем.

    Открываем, поморгаем

    И работать продолжаем

    IV . МИКС ПЭА ШЭА (РЕЛЛИ РОБИН)

    У: Что такое существительное?

    Д: Имя существительное это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы КТО? ЧТО?

    У: Какая буква в суффиксах существительного пишется под ударением?

    Д: в суффиксах существительного под ударением пишется О.

    У: Какая буква в суффиксах существительного пишется в безударном положении?

    Д: В безударном положении в суффиксах существительного пишется буква Е

    У: Что такое имя прилагательное?

    Д: Имя прилагательное это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКИЕ? КАКОЕ?

    У: А какие буквы пишутся в суффиксах прилагательных после шипящих?

    V . Формирование знаний учащихся правописания О и Е после шипящих в суффиксах прилагательных

    Правило летучей мыши стр.136.

    У пражнение 105, с 137

    А) У: Прочитайте задание про себя. Стол №… Участник №… , скажите, что нужно делать.

    Д: От основ существительных нужно образовать прилагательные с помощью суффикса -ов- или -ев- и записать их. В получившихся словах нужно поставить ударение и выделить суффикс.

    (взаимопроверка)

    У: У вас на столах есть карточки со словами. У меня тоже есть карточки со словами. Я поднимаю карточку, а вы составляете словосочетание, выбрав из списка подходящие по смыслу существительные и поставив их в нужную форму.

    1 группа слова прилагательные: ключ…, камыш…, морж…, ёж… .

    2 группа слова существительные: вода, заросли, ус, семейка.

    У: Составьте два предложения, в которых будут использованы все четыре словосочетания.

    Д: например: Ежовая семейка пошла за ключевой водой. Вдруг из камышовых зарослей появился моржовый ус.

    VI . Формирование знаний учащихся правописания О и Е после шипящих в окончаниях существительных и прилагательных

    Правило летучей мыши, стр.137

    Выполнение упражнения 106, стр.137

    VII . Итог урока Рефлексия. ( Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.)

    Наш урок подошёл к концу.

    Предлагаю оценить то, как вы справлялись с заданием.

    Возьмите тот смайлик, который скажет о вашем настроении на уроке.

      Какую цель мы перед собой сегодня ставили в начале урока?

      Приложение

      В дремуч е м лесу вышитый платоч е к

      сторож е вой катер пушистый снеж о к

      в больш о м доме теплым луч о м

      еж о вые рукавицы огромной чаш е й

      Боч..к, бараш..к, снеж..к, барсуч..нок, веноч..к, платоч..ек, пастуш..к.

      ключ…

      камыш…

      морж…

      ёж…

      вода

      заросли

      ус

      семейка

    292. Спишите, обозначая условия выбора изучаемой орфограммы (см. образец в правиле).

    293. Ч или щ? Обозначьте суффикс, в скобках запишите слово, от которого образовано данное существительное. . Какое из значений глагола копировать использовано при образовании выделенного существительного?

    294. Прочитайте и озаглавьте текст. На месте пропусков вставьте существительные, называющие лиц по профессии. Каким способом они образованы? . Объясните постановку тире в первом предложении. . Какие предложения связаны с помощью однокоренных слов?

    Строительные специальности.

    Строитель - это не одна, а много разных профессий.
    Чтобы построить большой дом, укладывают немало камня или кирпича. Это делают каменщики. Нужно установить арматуру. Эту работу выполняют арматурщики. Надо сварить металлические части. Этим занимаются сварщики. Долго пришлось бы перечислять всех, кто возводит прекрасные современные дома.

    295. По данному толкованию узнайте слова и запишите их. Обозначьте в них условия выбора букв ч и щ в суффиксе -чик (-щик). . Какие ещё значения слова разведчик вам известны? . Как образованы записанные существительные?

    296. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Обозначьте условия выбора буквы ь для обозначения мягкости согласных. . Составьте схему 2-го предложения.

    297. Распределите слова по видам орфограмм.

    1. Барабанщик, каменщик, стаканчик, лимончик, ночка, свечка, почта, мечта, сварщик, сборщик, доменщик, помощник, скворечник.

    2. Объявление, подъем.