Новый завет. Любить Бога: что это значит

Брат... Вы думаете у большинства людей это слово вызывает тепло и приятные чувства? Как бы ни так! Взрослые братья, так как и маленькие, не часто по-настоящему дружат. Да и то, большая часть этих историй - из добрых книг и фильмов. В реальной жизни отношение между повзрослевшими родными братьями на всю жизнь может оставаться ровным и холодным: встречи на праздники, пару слов по телефону, чтобы обсудить дела семейные и... это все. Не редки случаи и откровенной ненависти брата к брату, когда не хочется ни общаться, ни видеться, ни даже вспоминать. Так что не удивляйтесь своему внутреннему вопросу: "А почему собственного я должен любить своего брата?" - вы не одиноки в нем. Другой вопрос, что с ним делать: ведь по какой-то причине этот вопрос не дает вам покоя.

● Почему я ненавижу своего брата? В чем психологическая причина плохих отношений между братьями?
● Почему в древние времена братья были близки друг другу, а сегодня эта родственная связь рвется?
● Почему ненависть к брату - разрушает мою жизнь?
● Как можно избавится от ненависти к брату, и вздохнуть спокойно?

Наверное, не найдется на свете человека, который бы не хотел, чтобы его брат был для него близким другом, надежной опорой, действительно родной душой. Такие отношения внутри семьи несут в себе массу позитива. Но, к сожалению, неприязнь между братьями может формироваться уже в раннем детстве, буквально в несознательном возрасте. Для кого-то отсутствие любви к брату - это спокойные взаимоотношения, но для многих - это стресс. Обида от воспоминаний, злость и ненависть, а где-то и вина - это все психотравмы и их последствия, которые шлейфом отражаются на взрослой жизни братьев. Тем более, если с братом так или иначе, а приходится пересекаться. Давайте разбираться, почему и как формируется ненависть между братьями. Для этого нам придет на помощь системно-векторная психология Юрия Бурлана .

Почему я не люблю брата? В чем причина ненависти?

Неприязнь между детьми в одной семье - это природное явление, и построена она на естественной конкуренции. Более выражена она именно у братьев, а не сестер. Дети в одной семье изначально борются за все на свете: внимание и любовь мамы, игрушки, подарки, похвалу. Для старшего брата младший становится неприятным сюрпризом, а младший вынужден всю жизнь быть "малым" и подчиняться. Близнецы и погодки не просто часто ненавидят друг друга, они часто дерутся буквально не переставая. Братья с большим возрастным отрывом сдержаны в физическом насилии, но сути это не меняет. Огромную роль играет то, что братья в одной семье - это зачастую противоположные психотипы, которым по природе трудно ужиться вместе. Разные дети этот путь проходят по-разному и, соответственно, получают разный отпечаток в свой характер.

Немалую роль в формировании неприязни могут играть и верхние вектора . Дети в своих свойствах еще не развиты, а значит - их психика не способна легко адаптировать стрессы, коих случается множество в течение каждого дня. Например, брат со звуковым вектором вряд ли уживется с братом с оральным вектором. Звуковику требуется тишина, а оральнику, наоборот, свободные уши. Оральник любит анекдоты, звуковику его юмор кажется тупым и неприятным. Они будут мешать друг другу, раздражать, злить, надоедать. Да и вообще - у детей с разными векторами разные устремления, желания, предпочтения. Они входят в конфликт между собой, не удивительно, что возникает напряжение. Оно естественно, как бы ни было больно от его проявлений во всей "красе".

Большую роль в отношениях братьев в семье играют взрослые, в особенности, мама. Неправильно распределенное между братьями ее внимание, может быть точкой агрессии детей друг к другу. Одного брата любят больше, чем другого - такая психотравма закладывает сильную нелюбовь того, кого любят меньше. Если ребенок анальный - объектом его ненависти становится мама, несправедливо разделяющая свое внимание. Если ребенок кожный, то сгонять свою злость он будет как раз на брате.

Конечно, сколько людей, столько и судеб, вариаций на тему ненависти между братьями множество. И здесь надо свыкнуться с мыслью, что сегодня мало какой взрослый человек живет без больших или меньших травм, которые идут родом из детства. Урон, в первую очередь наносят родители. Но братья с сестрами в этой статистике не сильно отстают. И вопрос не в том, кто виноват, что так все сложилось, а в том, чтобы осознать, какую угрозу несет в себе сама эта ситуация. И как преодолеть ее последствия.

Почему от ненависти к брату надо избавляться?

Любая ненависть - это деструктивное, разрушительное чувство. Обида, злость на брата ничего хорошего в жизнь не привносит. А вот плохого - с головой. Самое худшее - ненависть тормозит, не дает нам развиваться, жить своей жизнью. Если ненавистный брат еще и находится в непосредственной близости (например, есть нужда жить с ним в одной квартире), то состояние близится к критическому. Счастья нет, радости нет. Единственный способ - это найти возможность изжить из себя ненависть к брату. Найти те точки соприкосновения, которые позволят не реагировать на него, жить своей жизнью. Задача не в том, чтобы вдруг полюбить брата, а в том, чтобы неприязнь не мешала собственной жизни. А само собой это просто так не произойдет…

Как избавится от ненависти к брату?

Прекрасным терапевтическим средством против ненависти, в том числе и брата к брату, есть раскрытие для себя мотивов поведения окружающих.. Когда мы раскрываем истинный смысл поведения людей, становится намного проще и легче.

В Первом послании Иоанна три основных раздела: общение божественной жизни (1:1-2:11), научение божественного помазания (2:12-27) и достоинства божественного рождения (2:28-5:21). В первой части третьего раздела (2:28-3:10А) рассматривается, что значит делать божественную праведность. Начиная с этого сообщения мы переходим ко второй части этого раздела (3:10Б-5:3), посвящённой тому, как делать божественную любовь. У божественного рождения есть достоинство, которое позволяет нам делать божественную любовь.

Божественной жизнью (как божественным семенем) и божественным Духом

Для того чтобы делать божественную любовь как достоинство божественной жизни, нам необходимы божественная жизнь и божественный Дух. Божественная жизнь - это божественное семя, которое есть у каждого из нас в возрождённом духе. В дополнение к божественной жизни, которая посеяна в наше существо как божественное семя, у нас в нашем духе есть ещё и божественный Дух. Божественная жизнь и божественный Дух составляют внутри нас тот «капитал», который позволяет нам делать божественную любовь. Божественная жизнь - это источник, а божественный Дух - это Тот, кто фактически осуществляет любовь к другим. Божественная любовь - это наше повседневное житие как выражение божественной жизни, осуществляемое божественным Духом.

Божественная жизнь и божественный Дух являются основополагающими факторами, для того чтобы делать божественную любовь. При помощи божественной жизни и благодаря божественному Духу мы можем иметь не просто человеческую любовь, а любовь божественную. Эта божественная любовь, проявляющаяся в повседневной жизни детей Божьих, является доказательством того, что у нас есть и божественная жизнь, и божественный Дух.

Тот, кто не любит своего брата, - не от Бога

В 3:10Б Иоанн говорит: «Всякий, кто не делает праведности, - не от Бога, также и тот, кто не любит своего брата». Праведность - это природа Божьих дел; любовь - это природа Божьей сущности. Любовь - это то, чем Бог является; праведность - это то, что Бог делает. Любовь - это нечто внутреннее; праведность - это нечто внешнее. В силу этого любовь по сравнению с праведностью является более убедительным проявлением того, что мы дети Божьи. Поэтому начиная с этого стиха и до стиха 24 апостол переходит в проявлении детей Божьих от праведности к любви как ещё одному условию для жизни, пребывающей в Господе.

Иоанн делает очень серьёзное заявление, говоря, что тот, кто не любит своего брата, - не от Бога. Будучи Божьими детьми, мы, конечно же, от Бога и даже из Бога. Поскольку мы из Бога, мы, вне всякого сомнения, имеем в себе Божью жизнь и Божьего Духа. Мы естественно живём жизнью любви к братьям. Однако, если у кого-то нет такой любви, это свидетельствует о том, что у него нет ни божественной жизни, ни божественного Духа. Таким образом, возникает серьёзный вопрос: является ли вообще такой человек одним из детей Божьих, рождённым от Него. Любовь к братьям служит веским доказательством того, что мы из Бога, что мы обладаем Божьей жизнью и наслаждаемся Божьим Духом.

Любить друг друга - это весть, которую мы слышали от начала

В стихе 11 Иоанн продолжает: «Ибо вот что есть весть, которую вы слышали от начала: чтобы мы любили друг друга». Весть, которую мы слышали от начала, это заповедь, данная Господом в Ин. 13:34 , то есть слово, которое верующие слышали и имели от начала. В стихе 11 выражение «от начала» употребляется в относительном смысле. Любовь, о которой говорится здесь, - это условие более высокого порядка для жизни, пребывающей в Господе.

Не так, как Каин

В стихе 12 Иоанн продолжает: «Не так, как Каин был от лукавого и убил своего брата. И из-за чего он убил его? Потому что его дела были злы, а его брата - праведны». То, что Каин был «от лукавого», означает, что он принадлежал к детям дьявола; брат Каина, Авель, был от Бога, то есть принадлежал к детям Божьим (ст. 10). Греческое слово понеро́с, переведённое здесь словом «лукавый», означает кого-то вредоносного, губительно злого, кто влияет на других, делая их злыми и порочными. Этой злой личностью, этим лукавым, является Сатана, дьявол.

В стихе 12 Иоанн использует в качестве иллюстрации двух братьев по плоти, Каина и Авеля. Хотя эти братья появились от одних родителей, один стал одним из детей Божьих, а другой принадлежал к детям дьявола. Возможно, нам будет трудно поверить в это. Нам трудно себе представить, как это может быть, что два брата, родившиеся от одних родителей и живущие в одних и тех же условиях, так сильно отличаются друг от друга, так что один из них принадлежит к детям дьявола, а другой стал одним из детей Божьих. Тем не менее факт остаётся фактом. Здесь этот факт используется для того, чтобы показать, какой человек принадлежит к детям дьявола, а какой - к детям Бога. Чтобы узнать это, нам нужно посмотреть на Каина и Авеля.

Тот факт, что Каин был одним из детей дьявола, подтверждается тем, что он ненавидел своего брата и убил его. Это показывает, что у Каина не было ни жизни Божьей, ни Духа Божьего. Почему Каин возненавидел своего брата? Он возненавидел его потому, что имел в себе полную ненависти жизнь Сатаны. Почему Каин убил Авеля? Он убил его потому, что имел в себе порочную природу Сатаны. В Каине была жизнь дьявола, природа дьявола и злой дух. Но Авель был совершенно другим. И сегодня рождённые от одних и тех же родителей и выросшие в одинаковых условиях люди могут стать совершенно разными. Один может стать одним из детей Божьих, а другой может принадлежать к детям дьявола.

Не удивляться, если мир ненавидит нас

В стихе 13 говорится: «Не удивляйтесь, братья, если мир ненавидит вас». Под «миром» здесь понимаются люди из мира, которые, подобно Каину, являются детьми дьявола (ст. 10) и входят в качестве составных частей в космическую систему Сатаны (мир - Ин. 12:31). Если люди из мира, который лежит в лукавом, дьяволе (5:19), ненавидят верующих (детей Божьих), для них это естественно. Ситуация среди родных братьев сегодня может быть такой же, как и между Каином и Авелем. Представьте, что один брат принадлежит к детям Сатаны, а другой - к детям Бога. Автоматически тот, который принадлежит к детям дьявола, будет ненавидеть того, кто принадлежит к детям Бога. В этом смысле нам не нужно удивляться.

В стихе 13 ясно показано, что все мирские люди являются детьми дьявола. Только сравнительно небольшое количество людей, возрождённые верующие, являются детьми Божьими. Если мы живём Божьей жизнью и Божьим Духом, мир будет ненавидеть нас. Поскольку мы и они принадлежим к различным категориям, они всегда будут недовольны нами.

Знать, что мы перешли из смерти в жизнь

В 3:14 Иоанн говорит: «Мы знаем, что перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев. Кто не любит, тот пребывает в смерти». Смерть - от дьявола, Божьего врага, Сатаны, которого обозначает дерево познания добра и зла, приносящее смерть. Жизнь - от Бога, источника жизни, которого обозначает дерево жизни, дающее жизнь (Быт. 2:9 , 16-17). Смерть и жизнь не только исходят от этих двух источников - Сатаны и Бога; они также представляют собой две сущности, два элемента и две сферы. Перейти из смерти в жизнь - значит перейти из источника, сущности, элемента и сферы смерти в источник, сущность, элемент и сферу жизни. Это произошло в нас при возрождении. Мы знаем (ойда) это, то есть внутренне осознаём это, потому что любим братьев. Любовь (ага́пе - Божья любовь) к братьям является убедительным свидетельством этого. Вера в Господа позволяет нам перейти из смерти в жизнь; любовь к братьям свидетельствует о том, что мы перешли из смерти в жизнь. Иметь веру - значит получить вечную жизнь; любить - значит жить вечной жизнью и выражать её.

Если кто-то не любит братьев, это свидетельствует о том, что он не живёт сущностью и элементом божественной любви и не остаётся в сфере этой любви, а живёт в сущности и элементе сатанинской смерти и пребывает в её сфере.

Слова, сказанные в 3:14, очень похожи на слова Господа Иисуса, которые Иоанн приводит в своём Евангелии: «Истинно, истинно говорю вам: тот, кто слышит Моё слово и верит Пославшему Меня, имеет вечную жизнь и не попадает под суд, а перешёл из смерти в жизнь» (5:24). Слова Иоанна возвращают нас к грехопадению в Эдемском саду. После того как человек был сотворён, он был поставлен перед двумя деревьями: деревом жизни и деревом познания добра и зла. Второе дерево связано со смертью, поскольку в Быт. 2 Адаму было сказано, что если он съест от дерева познания добра и зла, то умрёт. Следовательно, дерево познания добра и зла связано со смертью. Ева и Адам съели плод дерева познания. В результате этого они приняли в своё существо смерть. Другими словами, съев его, они сами себя ввели в смерть. В результате грехопадения человечество оказалось в смерти. Вот почему всякий, родившийся в Адаме, рождается в смерть. Это значит, что всякий, родившийся в Адаме, рождается не для того, чтобы жить, а для того, чтобы умереть. Ребёнок рождается, чтобы умереть, потому что, будучи потомком Адама, он рождается в смерти.

Когда мы покаялись в своих грехах и поверили в Господа Иисуса, мы были спасены. Одновременно с этим мы были возрождены. Быть возрождённым на самом деле означает получить дерево жизни, от которого человечество было отрезано в результате падения Адама. Когда Адам съел плод дерева познания, он принял в себя смерть и потерял возможность получать дерево жизни. Однако возможность получать дерево жизни восстановлена благодаря Христову искуплению. Когда мы покаялись и уверовали в Господа Иисуса, перед нами открылась эта возможность. В результате покаяния и уверования мы естественным образом приняли в себя божественную жизнь, и в тот самый миг мы перешли из смерти в жизнь.

Если вы задумаетесь о своём переживании спасения, то поймёте, что, когда вы были спасены и возрождены, вы перешли из смерти в жизнь. Поскольку все мы перешли из смерти в жизнь, когда поверили в Господа Иисуса и приняли Его как своего Спасителя, за этим последовала огромная перемена в жизни. Мы начали жить другой жизнью, жизнью праведности и любви. У нас появилось желание быть праведными и любить детей Божьих. Это не просто некая внешняя перемена; это переход из смерти в жизнь. Поэтому, когда мы любим братьев в Господе, эта любовь представляет собой доказательство того, что мы перешли из смерти в жизнь.

Если человек не любит братьев, а ненавидит их, это служит доказательством того, что он пребывает в смерти, которая вошла в человечество через падение Адама. Поскольку смерть вошла в человечество очень давно, мы родились в этой смерти. Но когда мы покаялись и уверовали, мы перешли из смерти в божественную жизнь. В силу того что мы перешли из смерти дерева познания в жизнь дерева жизни, в нас произошла перемена, и теперь мы живём жизнью праведности и любви.

Все, кто спасён и возрождён, могут засвидетельствовать, что они перешли из смерти в жизнь. Не нужно рассказывать другим, чем вы были до своего спасения. Просто расскажите им, чем вы стали после спасения.

Поскольку вы спасены и возрождены, у вас появилось желание жить жизнью, правой по отношению к Богу и к человеку. Вы хотите быть правыми по отношению к своему мужу или жене, по отношению к родителям, детям, родственникам, соседям и сотрудникам. Ваше стремление состоит в том, чтобы жить жизнью, которая была бы правой по отношению ко всем и даже ко всему. Например, человек, живущий такой праведной жизнью, не станет обращаться дурно даже с животными. Поскольку мы приняли божественную жизнь с божественной природой, природой, которая праведна, у нас есть стремление быть правыми во всех отношениях.

Это стремление быть правым по отношению ко всему распространяется даже на материальные предметы. Возможно, до своего спасения некоторые имели привычку в гневе пинать стулья или кидаться вещами. Но когда такой человек принимает божественную жизнь с божественной природой, он больше не хочет быть неправедным ни в чём.

В результате падения наша природная жизнь неправедна. Вот почему в нашей природной жизни мы не правы по отношению к другим людям и даже к вещам. Но когда мы приняли Господа Иисуса, мы приняли жизнь от дерева жизни, жизнь, обладающую праведной природой. Поскольку мы приняли эту жизнь с божественной природой, непроизвольно у нас появляется желание быть правыми со всеми и всем.

Будучи спасёнными и возрождёнными, мы можем также засвидетельствовать, что хотим любить других. Родившись от Бога, мы хотим помогать людям и любить их. Когда мы любим других, мы счастливы. Но мы расстраиваемся, когда упускаем возможность помочь кому-то или показать ему нашу любовь.

Любовь - это природа божественной жизни, которую мы получили. Поскольку сущность Бога - это любовь, жизнь Бога имеет природу любви. Любовь - это сущность Божьей природы. Имея Его в качестве нашей божественной жизни, мы обладаем природой этой жизни, то есть любовью. Мы, христиане, дети Божьи, имеем такую жизнь, которая стремится жить так, чтобы быть правой по отношению ко всем и ко всему, а также стремится любить других. У нас есть такое стремление, потому что в нас есть божественная природа. Как мы уже отмечали, если человек не живёт так, чтобы быть правым по отношению ко всем и ко всему, и не живёт жизнью любви к другим, то возникает серьёзный вопрос: получил ли этот человек божественную жизнь.

Кто не любит, пребывает в смерти

В 3:14 Иоанн говорит: «Кто не любит, тот пребывает в смерти». Если мы не любим других, это доказывает, что мы всё ещё находимся в смерти. Другими словами, это знак того, что мы ещё не перешли из смерти в жизнь.

Всякий, кто ненавидит своего брата, - человекоубийца

В стихе 15А Иоанн продолжает: «Всякий, кто ненавидит своего брата, - человекоубийца». В том, что касается божественных качеств, ненависть противоположна любви, смерть - жизни, тьма - свету, а ложь (обман) - истине. Все противоположности этих божественных добродетелей - от лукавого, от дьявола.

В стихе 15 слово «человекоубийца» не обозначает фактического убийцу, а показывает, что, с точки зрения духовной нравственности, ненависть равносильна убийству. Никакой фактический убийца, неспасённый человек, каким был Каин (ст. 12), не имеет вечной жизни, пребывающей в нём. Поскольку мы знаем это, мы, перешедшие из смерти в жизнь и имеющие вечную жизнь, пребывающую в нас, не должны вести себя как неспасённый убийца и ненавидеть своих братьев в Господе.

Этот раздел посвящён жизни, пребывающей в Господе. Верующий, который имеет вечную жизнь, но не пребывает в Господе и не позволяет Господу, то есть вечной жизни, пребывать и работать в нём, может в отдельных случаях ненавидеть брата и совершать другие грехи, но это не должно быть чем-то привычным.

Человек может быть не настоящим убийцей, но при этом быть убийцей по сути. Это значит, что, даже если он никогда никого не убивал, он всё равно может быть убийцей по сути, поскольку ненавидит других. Если мы кого-то ненавидим, мы по сути поступаем как убийцы, даже если мы никого не убивали. Следовательно, нам необходимо понять, что, строго говоря, мы, христиане, дети Божьи, не должны никого ненавидеть. Напротив, нам необходимо любить других. В Библии даже говорится, что нам следует любить своих врагов (Мф. 5:44). Поскольку божественная жизнь, которой мы обладаем, это любящая жизнь, жизнь, которая является любовью, мы должны любить тех, кто не достоин любви, и даже тех, кто плохо с нами обращается. В нас не должно быть никакого элемента ненависти. Любовь - это наша жизнь и природа, и именно любовь должна быть нашей сущностью и образом жизни. Таким образом, мы не должны никого ненавидеть. Возможно, сегодня многие противостоят Господнему восстановлению, однако нам не следует ненавидеть их. Вместо того чтобы ненавидеть, мы должны любить их. Если мы ненавидим тех, кто противостоит нам, то в принципе мы поступаем как убийцы.

Никакой человекоубийца не имеет вечной жизни, пребывающей в нём

В стихе 15Б Иоанн продолжает: «А вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет вечной жизни, пребывающей в нём». Говоря, что ни один убийца не имеет в себе вечной жизни, Иоанн имеет в виду не спасённых, а неспасённых, таких как Каин.

Прочитав стих 15, некоторые задавались вопросом, может ли верующий убить кого-то и при этом иметь пребывающую в нём вечную жизнь. Когда я только начинал служить, мне несколько раз задавали этот вопрос. Некоторые спрашивали, возможно ли, чтобы настоящий верующий совершил убийство, и если он сделает это, то будет ли в нём пребывать вечная жизнь. На такой вопрос трудно дать определённый ответ. Небезопасно утверждать, что настоящий верующий абсолютно не может никого убить. С другой стороны, небезопасно говорить, что спасённый человек может совершить убийство. Нам лучше оставить этот вопрос Господу и не пытаться объяснить его.

Что касается подобных вопросов, нас не должно отвлекать вожделение к знаниям. Возможно, кто-то скажет: «В 1 Ин. 3:15 говорится, что никакой человекоубийца не имеет пребывающей в нём вечной жизни. А что бы случилось, если бы настоящий верующий совершил убийство? Будет ли у него по-прежнему вечная жизнь?» Такого рода вопросы внедряет в наш разум дьявол. Если к вам приходит такая мысль, вам нужно сказать: «Дьявол, не спрашивай меня об этом. Не я должен отвечать на этот вопрос. Если хочешь узнать ответ на этот вопрос, спроси моего Бога. Я не знаю этого и не хочу, чтобы это меня беспокоило. Однако, дьявол, я знаю, что я возрождён и имею внутри себя божественную жизнь. Я знаю также, что я наслаждаюсь божественной природой и что внутри меня живёт Сам Бог как божественный Дух. Сатана, я не хочу отвечать на твои вопросы. Отойди от меня!» Я могу засвидетельствовать, что Господь был милостив ко мне и дал мне мудрость обходиться с подобными вопросами именно так. Однако некоторые братья уверены, что имеют достаточно знаний и способны дать ответ на вопрос о том, возможно ли, чтобы верующий, имеющий вечную жизнь, совершил убийство. У нас не должно быть такой уверенности в себе. Нам достаточно видеть, что, будучи Божьими детьми, мы не должны ненавидеть других. Нам нельзя вести себя так, как будто мы убийцы.

Мы увидели, что по существу ненависть равносильна убийству. Вполне возможно, что один из детей Божьих будет иногда кого-то ненавидеть, однако ни один возрождённый человек не будет делать этого привычно. Если вы привычно ненавидите других, тогда возникает вопрос, получили ли вы вообще божественную жизнь. Это подобно совершению греха. Верующий может иногда совершить грех, однако он не должен делать этого привычно. Если вы грешите привычно, тогда опять встанет вопрос о том, получили ли вы божественную жизнь.

Намерение Иоанна состоит в том, чтобы показать нам, что благодаря божественному рождению в наше существо посеяно божественное семя. Этим семенем является божественная жизнь, и у этой божественной жизни есть божественная природа. Более того, мы получили божественного Духа для осуществления всего того, что содержится в божественной жизни и божественной природе. Вместо того чтобы пытаться отвечать на вопросы, на которые мы не в состоянии ответить, нам нужно знать, что мы получили божественную жизнь, что мы наслаждаемся божественной природой этой жизни и что божественная Личность, Сам Бог как Дух, осуществляет внутри нас всё то, что содержится в этой божественной природе. Следовательно, нам нужно жить этой жизнью, пребывать в Нём и поддерживать непрерывное общение с Ним согласно внутреннему помазанию. Это и есть главная мысль того, о чём пишет Иоанн.

Много раз пытались книжники и фарисеи искусить Христа, задавая Ему различные вопросы. Другие же спрашивали Его, искренне желая найти ответы. Один вопрос был задан дважды двумя разными людьми, один из которых хотел познать истину, а другой – искусить. Это был вопрос о наибольшей заповеди в законе. Давайте прочтем соответствующие отрывки Писания.

Матфея 22:35-38
«И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим » – сия есть первая и наибольшая заповедь».

Марка 12:28-30
«Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей? Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: «слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею », – вот первая заповедь!»

1. Любить Бога: что это значит?

Из прочитанного ясно, что любить Бога всем сердцем – самая важная заповедь. Однако что она означает? Мы, к сожалению, живем во времена, когда значение слова «любовь» сводится лишь к чувству. Любить кого-нибудь воспринимается, как «чувствовать себя хорошо с кем-либо». Однако это «чувство» не обязательно характеризует любовь в ее библейском значении. В Писании говорится о любви, которая тесно связана с действиями. Следовательно, любить Бога – значит исполнять Его заповеди, Его волю, то есть делать то, чего хочет Бог. Иисус ясно об этом сказал:

Иоанна 14:15
«Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди ».

Иоанна 14:21-24
«Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня ; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам. Иуда (не Искариот) говорит Ему: Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру? Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое ; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих ».

Также во Второзаконии 5:8-10 (см. Исх. 20:5-6) мы читаем:
«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им; ибо Я – Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои ».

Нельзя разделить любовь к Богу и хранение Его заповедей, Слова Божьего. Иисус Христос ясно говорил об этом. Тот, кто любит Его, соблюдает Слово Божье; а тот, кто не соблюдает Слово Божье, не любит Его! Следовательно, любить Бога – не означает просто прекрасно себя чувствовать, сидя в церкви на скамейке во время воскресного богослужения. Это скорее означает, что я стремлюсь делать то, что радует Бога, что доставляет Ему удовольствие. И это мы должны делать ежедневно.

В первом послании апостола Иоанна есть отрывки, раскрывающие значение любви к Богу.

1 Иоанна 4:19-21:
«Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец : ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего».

1 Иоанна 5:2-3:
«Что мы любим детей Божиих, узнаём из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его. Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его ; и заповеди Его не тяжки».

1 Иоанна 3:22-23:
«И, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним . А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам».

В современном христианстве существует множество заблуждений. Одно из них, очень серьезное, – это ложная идея о том, что Бога не интересует, будем ли мы исполнять Его заповеди и волю, или нет. Заблуждение гласит, что для Бога важен лишь тот момент времени, когда мы стартовали в нашей «вере». «Вера» и «любовь к Богу» были отделены от их практического значения, и восприняты, как теоретические идеи и понятия, которые могут существовать сами по себе, не пересекаясь с образом жизни человека. Однако вера подразумевает быть верным. Если вы имеете веру, тогда вы должны БЫТЬ верными тому, во что верите! Верный человек должен стараться угождать Тому, Кому он верен. Он должен исполнять Его волю, Его заповеди.

Из вышесказанного следует, что благоволение Божье и Его любовь не совсем безусловны, как некоторые из нас полагают. Эта идея прослеживается также в предыдущих отрывках. В Иоанна 14:23 говорится:

«Иисус сказал ему в ответ: если кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим».

1 Иоанна 3:22:
«И, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним».

И во Второзаконии 5:9-10 записано:
«Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я – Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои ».

В Иоанна 14:23 есть условие «если» и следующий за ним союз «и». Если тот, кто любит Иисуса, соблюдет Его Слово, И, как результат, Отец Небесный возлюбит его, и придет вместе со Своим Сыном, и обитель у него сотворит. В первом послании апостола Иоанна говорится, что мы получим всё, что попросим у Него, потому что мы соблюдаем Его заповеди и делаем благоугодное пред Ним. В отрывке из Второзакония сказано, что неизменная любовь Божья будет явлена тем, которые любят Его и соблюдают Его заповеди. Существует определенная связь между Божьей любовью (а также Его благоволением) и исполнением Божьей воли. Другими словами, не будем думать, что неповиновение Богу, пренебрежение Его Слова и Его заповедей не имеет никакого значения, потому что Бог все равно нас любит. Не думайте также, что просто сказав: «Я люблю Бога», вы действительно Его любите. Я думаю, что понять, любим ли мы Бога или нет, можно из ответа на следующий простой вопрос: «Делаем ли мы то, что радует Бога: соблюдаем Его Слово, Его заповеди?» Если мы ответили: «Да», тогда мы действительно любим Бога. Если же наш ответ: «Нет», тогда мы Его не любим. Всё очень просто.

Иоанна 14:23-24:
«Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое;… Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих ».

2. «Но я не чувствую воли Божьей»: пример двух братьев

Говоря об исполнении воли Божьей, люди также могут заблуждаться. Некоторые христиане полагают, что мы можем исполнять волю Бога только в том случае, если мы ее ощущаем. Если мы ее не чувствуем, тогда мы свободны, ведь Бог не желает, чтобы люди что-либо совершали, если они этого не чувствуют. Но скажите, разве вы постоянно идете на работу, руководствуясь только своими ощущениями и чувствами? Пытаетесь ли вы, просыпаясь утром, понять свои ощущения относительно вашей работы, и затем, основываясь на своих чувствах, вы принимаете решение: наконец встать с кровати или еще больше «зарыться» под теплыми одеялами? Поступаете ли вы так? Не думаю. Вы ДЕЛАЕТЕ свою работу независимо от ваших ощущений! Но всякий раз, когда речь идет об исполнении воли Божьей, мы отводим слишком много места нашим чувствам. Бог, конечно, хочет, чтобы мы исполняли Его волю И чувствовали ее. Однако даже если мы не ощущаем этого, то все равно лучше исполнять Его волю, нежели совсем не соблюдать ее! Посмотрим на приведенный Господом пример, где Он сказал: «И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя…» (Мф. 18:9). Он не сказал: «Если глаз твой соблазняет тебя, и ты как-то по-особому чувствуешь, что необходимо вырвать его, тогда сделай это. Но если же у тебя нет такого ощущения, тогда ты свободен от этого. Ты можешь оставить его нетронутым, чтобы он продолжал тебя соблазнять». Испорченный глаз должен быть удален независимо от того, чувствуем ли мы эту необходимость или нет! То же самое происходит с волей Божьей. Наилучший вариант – исполнять и ощущать ее. Если же вы не чувствуете ее – все равно исполняйте, вместо того, чтобы проявлять свое непослушание Богу!

Давайте посмотрим на другой пример из Евангелия от Матфея. В 21 главе повествуется о том, как первосвященники и старейшины народа опять пытались уловить Христа своими вопросами. Следующая притча была ответом на один из их вопросов.

Матфея 21:28-31:
«А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: «сын! пойди сегодня работай в винограднике моем». Но он сказал в ответ: «не хочу»; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: «иду, государь», и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый».

Их ответ был верным. Первому сыну не хотелось исполнять волю своего отца. Поэтому, он просто сказал ему: «Я не пойду сегодня работать в винограднике». Но затем, поразмышляв над этим, он передумал. Кто знает, что повлияло на его решение. Возможно, это была забота о его отце. Он услышал призыв отца поработать в винограднике, но у него не было особого эмоционального подъема для этой работы. Ему, быть может, хотелось подольше поспать или не торопясь попить свой кофе, или пойти погулять со своими друзьями. Поэтому, он, возможно еще лежа в кровати, отреагировал на просьбу отца своим протестом: «Я не пойду». Но, окончательно пробудившись ото сна, сын подумал о своем отце, о том, как он любит его, и, передумав, заставил себя встать с кровати и пойти, и сделать то, о чем просил его отец!

Второй сын, возможно также еще лежа в постели, сказал своему отцу: «Да, папа, я пойду». Но не сделал то, что пообещал! Он, вероятно, снова уснул, а потом позвал своего друга и исчез, делая всё, что ему хотелось. Возможно он на миг «почувствовал» необходимость исполнить волю своего отца, но эти чувства как пришли, так и ушли. Это «чувство» необходимости исполнять волю Божью сменилось другим «чувством», побуждающим делать что-то другое. Поэтому, сын не пошел в виноградник.

Какой из этих двух сыновей исполнил волю своего отца? Тот, которому сначала не хотелось идти работать, но он все-таки пошел, или тот, который почувствовал необходимость пойти, но передумав, не пошел? Ответ очевиден. Мы читали, что любовь к Отцу выражается в исполнении Его воли. Следовательно, вопрос может быть задан по-другому: «Кто из двух сыновей любил Отца?» или «Кем из своих сыновей Отец был доволен? Тем, который пообещал Ему исполнить Его волю, но, в итоге, не исполнил, или тем, который все-таки исполнил ее?» Ответ тот же: «Тем, который исполнил Его волю!» Вывод: исполняйте волю Божью независимо от ваших чувств! Пусть вашей первой реакцией было: «Я не буду это делать!» или «Я этого не чувствую!» Измените свое решение, и делайте то, чего ожидает от вас Бог. Да, конечно, гораздо легче исполнять волю Божью, имея к этому большое желание. Однако, выбирая между не исполнением воли Отца и исполнением ее без особого желания, мы должны сказать: «Я буду исполнять волю моего Отца, потому что я люблю своего Отца и хочу Ему угодить».

3. Ночь в Гефсимании

Однако это не означает, что мы не имеем права или не можем обращаться к Отцу, и просить Его о других возможных вариантах. Наши взаимоотношения с Небесным Отцом являются настоящими ВЗАИМООТНОШЕНИЯМИ. Господь желает, чтобы связь с Его детьми-служителями всегда была доступной. События Гефсиманской ночи, когда Иисус был предан на распятие, являются тому подтверждением. Иисус находился в саду вместе со Своими учениками, ожидая предателя Иуду, который должен был прийти в сопровождении слуг израильских первосвященников и старейшин, чтобы арестовать Христа и распять Его. Иисус был в агонии. Он бы предпочел, чтобы эта чаша миновала Его. Он просил об этом Своего Отца:

Луки 22:41-44:
«И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю».

Нет ничего неправильного в том, чтобы просить Отца о выходе из создавшейся ситуации. Нет ничего неправильного в том, чтобы спросить у Него: «Могу ли я сегодня остаться дома и не идти в виноградник?» Неправильным будет остаться дома, не спросив Его об этом! Это неповиновение. Однако нет ничего неправильно в том, чтобы обратиться к Нему с просьбой о другом варианте. Если другого варианта нет, тогда ваш Отец может по-особому ободрить и поддержать вас, чтобы вы с готовностью исполнили Его волю. Иисус, пребывая в Гефсиманском саду, также получил ободрение и поддержку: «Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его».

Иисус бы хотел, чтобы чаша страданий миновала Его, НО, только если бы на это была воля Божья. Однако в этом не было воли Божьей. Иисус принял это. Когда Иуда прибыл в окружении воинов, Иисус обратился к Петру, сказав:

Иоанна 18:11:
«Вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец? »

Иисус всегда делал то, что было угодно Отцу, даже если Ему не хотелось этого делать. И делая так, Он угождал Отцу, и Отец всегда был рядом с Иисусом, никогда не покидая Его. Христос сказал:

Иоанна 8:29:
«Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно».

Он является примером для нас. В Послании к Филиппийцам апостол Павел говорит нам:

Филиппийцам 2:5-11:
«Ибо в вас должны быть те же чувствования , какие и во Христе Иисусе: Он, будучи, образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца».

Иисус смирил Себя. Он сказал: «Не Моя воля, но Твоя да будет». Иисус ПОДЧИНИЛСЯ! Мы должны следовать Его примеру. В нас должен быть ум Христов, ум смирения и повиновения, ум, который говорит: «Не моя воля, но Твоя да будет!» Павел, продолжая, говорит:

Филиппийцам 2:12-13:
«Итак , возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению».

Апостол, обращаясь: «Итак, возлюбленные мои», говорит, что, имея пример великого послушания, явленный в нашем Господе Иисусе Христе, мы также должны повиноваться Богу, «со страхом и трепетом совершая свое спасение, потому что Бог производит в нас и хотение, и действие по Своему благоволению». Иаков продолжает эту мысль, говоря:

Иакова 4:6-10:
«Посему и сказано: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать ». Итак, покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас ».

Заключение

Любить Бога всем сердцем – наибольшая заповедь. Однако любить Бога – это не комфортное душевное состояние, в котором мы «чувствуем» Бога. Любить Бога – это исполнение Его воли! Невозможно любить Бога и в то же время быть непокорным Ему! Невозможно иметь веру и быть неверным Богу! Вера – это не душевное состояние. Вера в Бога и Его Слово означает быть верным Богу и Его Слову. Не будем заблуждаться, пытаясь разделить эти понятия. Любовь Божья и Его благоволение снисходят на тех, которые любят Бога, т.е. исполняют Его волю и делают угодное Ему. Как уже было сказано, лучше исполнять волю Божью, даже если мы не ощущаем эмоционального порыва готовности, нежели неповиноваться Ему. Это не означает, что мы должны быть бесчувственными роботами. Мы всегда можем обратиться к Господу и вопросить Его об ином варианте, если чувствуем, что нам очень трудно исполнить Его волю, но безоговорочно принимая любой Его ответ. Бог, конечно, может открыть нам иной путь, ведь Он является самым прекрасным Господом и Отцом, милосердным и добрым ко всем Своим детям. Если же другого пути нет, тогда Он поддержит нас в исполнении Его воли, которая кажется нам невыполнимой, так же, как Он поддерживал Иисуса той Гефсиманской ночью.

| следующая глава | Содержание книги | Содержание Библии

1 Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника;
2 Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира.
3 А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди.
4 Кто говорит: "я познал Его ", но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины;
5 а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем.
6 Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал.
7 Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала.
8 Но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит.
9 Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме.
10 Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна.
11 А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза.
12 Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его.
13 Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца.
14 Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого.
15 Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей.
16 Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.
17 И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.
18 Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время.
19 Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши.
20 Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все.
21 Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, равно как и то, что всякая ложь не от истины.
22 Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына.
23 Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца.
24 Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце.

«Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» ().

«Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих» ().

«Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей» ().

«Сие заповедаю вам, да любите друг друга» ().

«Кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась» ().

«Кто любит мир, в том нет любви Отчей» ().

«Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» ().

«Любящим Бога... все содействует ко благу» ().

«Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры» ().

«Возлюблю тя, Господи, крепосте моя: Господь утверждение мое, и прибежище мое, и избавитель мой, мой, помощник мой, и уповаю на Него: защитител мой, и рог спасения моего, и заступник мой» ().

«Возлюбите Господа, все преподобн ые Его" ().

«Любящие Господа, ненавидьте зло!» ().

«Хранит Господь всех любящих Его, и всех грешник ов истребит" ().

Святой Златоуст об этом

Те, которые любят Бога так, как должно, ничего того не чувствуют, что бывает между людь­ми или приятно, или досадно (Толкование на псалом 41).

Кто любит Бога, тот никогда не постыдится, ибо никогда Того, Кого любит, не лишится и никогда не разлучится с Ним (Толкование на псалом 41).

Горящий любовью к Богу человек так живет на земле, как если бы имел жительство свое на небе, и никакими вещами от добродетельного течения удержаться не может. Все приятности и досады жизни этой презирает, поспешая к отечеству своему (Беседа 28 на Книгу Бытия).

Если те, которые умеют любомудрствовать, могут быть и в нищете богатыми, и в презрении знатными, то гораздо более тем, которые любят Его, все это и больше того может даровать. Любящим Бога и то полезно, что вредным кажется; как напротив, не любящим Его и то вредит, что полезным кажется (Беседа 20 на Послание к римлянам).

Потому любовь ко Христу немощна в нас, что мы всю силу нашу источаем в любви к грехам (Беседа 4 на евангелиста Матфея).

Бог, Которого мы любим, того хочет, чтобы мы не только словами, но и делами показывали к Нему любовь (Беседа 20 на евангелиста Иоанна).

Если бы мы Христа всем сердцем любили, все на свете почитали бы за тень, за суетное воображение, за сновидение, и всегда говорили бы: "Кто нас разлучит от любви Христовой?» (Беседа 27 на евангелиста Иоанна).

Сила духовная любви такова, что ею наполненную человеческую душу никакое бедствие или болезнь одолеть не может. Как в печи Вавилонской, посреди пресильного пламени прохлаждала роса блаженных отроков, так и любовь к Богу, когда вселится в сердце человеческое, всякий пламень погашает и неизреченной его прохлаждает росой (Беседа 1 на Послание к филиппийцам).

Рассуждение о любви к Богу

Что такое любовь к Богу, из плодов ее всякий может познать, которые суть следующие:

Первый плод – презрение мира и всего, что в мире, ибо и мир суть две вещи противоположные, и потому одного любовь другого любовь выгоняет. Кто любит Бога, в том нет любви мирской, а в ком мирская любовь есть, в том нет любви Божией. Итак, Божия и мирская любовь в одном сердце поместиться не могут, так точно, как огонь с водой. Бог есть ревнитель, Он хочет, чтобы всем сердцем Его любил человек, а не половиной: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим» ().

Второй плод любви Божией – это усердное и частое о Боге и Его благости размышление, «ибо где сокровище наше, там будет и сердце наше" , – по слову Христову (). Так бывает и между людьми, что кого кто сердечно любит, того из памяти никогда не выпускает. Так, кто Бога сердечно любит, всегда в богомыслии поучается, а от того следует, что часто молитвою с Ним беседует.

Третий плод любви Божией – тщательное угождение воли Его святой. Чего воля Божия хочет, о том старается и боголюбец, и чего воля Божия не хочет, от того и боголюбец отвращается. И потому волю свою воле Божией покорять старается. Для этого истинный боголюбец часто поучается в слове Божием, в котором воля Божия открыта, чтобы узнать, что есть воля Божия, и в чем состоит, и так узнав, самим делом исполнять ее. А из этого следует и то, что когда истинный боголюбец против воли любимого своего по немощи что сделает, о том всегда печалится, сокрушается, воздыхает, а часто и слезы проливает, что у апостола называется «печалью ради Бога , которая производит неизменное покаяние ко спасению» ().

Четвертый плод любви Божией – это усердное попечение об умножении славы Божией. Ибо истинный боголюбец везде и во всяких случаях и делах ищет славы и чести Создателя своего; звание свое тщательно проходит во славу и честь имени Божия; и если начальник, то старается всяким образом искоренять в подчиненных пороки и беззакония, которыми имя Божие хулится. Отсюда возникает ревность ради Бога, которая с великой печалью и негодованием слышит имя любимого своего хулимым, и более желает сама быть в бесчестии, поругании, поношении, озлоблении и в смерти, чем того, чтобы честь Божия умалилась. Отсюда бывает, что истинного боголюбца «ни скорбь , ни теснота, ни гонение, ни голод, ни нагота, ни опасность, ни меч... не может отлучить... от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» , – как учит великий апостол Павел (

Третья. Потому что нас создал не так, как прочие твари, но особенным неким образом, говоря: «сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию» (); и так нас образом Своим почтил, так высоко, более прочих созданий, превознес!

Четвертая. Потому что Бог нас, падших, через Сына Своего Единородного таким чудным образом восставил, Который ради нас воплотился, с людьми пожить, страшные страсти, и погребение претерпеть изволил.

Пятая. Потому что Ангелов хранителями душ и телес наших приставил.

Шестая. Потому что грехи наши терпеливо сносит, не тотчас казнит нас, но ожидает нас на покаяние.

Седьмая. Потому что для нас все создал: небо, солнце, луну, звезды, воздух, воду, землю со всякими плодами, скот, птиц, и прочее.

Восьмая. Потому что о нас промышляет, и все нам нужное и полезное подает, и все это от безмерной к нам любви делает.

Девятая. Наконец, Бог – Отец наш. Уже одно имя – «отец» – может и должно во всяком возбудить любовь к Богу: как сынам отца не любить и не почитать? Если Отец наш, то и любит нас, и наш промыслитель, хранитель, питатель, и прочее.