Правовые основы стандартизации обеспечиваются. Организационно-правовые основы стандартизации в рф

Понятие стандартизации Закон толкует как деятельность, направленную на определение норм, правил, требований, характеристик, которые должны обеспечивать безопасность продукции, работ и услуг, их техническую и информационную совместимость, взаимозаменяемость, качество продукций (услуг) в соответствии с достижениями научно-технического прогресса.

Основным документом, определяющим государственную деятельность в области стандартизации, является Закон РФ от 10 июня 1993 г. № 5154-I «О стандартизации» . Данный Закон устанавливает правовые основы стандартизации в Российской Федерации, обязательные для всех государственных органов управления, а также предприятий и предпринимателей, общественных объединений, и определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации. Правовые основы, устанавливаемые Законом о стандартизации являются обязательными для всех государственных органов управления, для предприятий, предпринимателей, общественных объединений и т.д.

Этот закон регламентирует:
- организацию работ по стандартизации в РФ;
- международное сотрудничество в области стандартизации;
- виды и применение нормативных документов по стандартизации;
- информационное обеспечение работ по стандартизации (издание и реализация нормативных документов);
- порядок проведения государственного контроля и надзора по стандартизации за соблюдением требований стандартов;
- финансирование работ по стандартизации;
- ответственность за нарушение положений закона по стандартизации;
- экономическое стимулирование применения государственных стандартов.

Деятельность по стандартизации весьма динамична, она должна отвечать изменениям происходящих во всех сферах жизни общества в первую очередь в технике и экономике. Стандартизация стремиться успевать и предвосхищать эти изменения с тем, чтобы новые нормы, требования, правила, способствовали успешному развитию сферам производства и услуг. В настоящее время готовится к утверждению проект нового закона о стандартизации.

Другим важным документом в области стандартизации является Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12 2002 г № 184-ФЗ. Этот закон закрепляет за государством ответственность за безопасность продукции, а за производителями и продавцами – ответственность за её качество.
Закон «О техническом регулировании» регулирует отношения, возникающие при:
разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
оценке соответствия.

Федеральный закон «О техническом регулировании» регламентирует:

1. организацию работ по стандартизации в РФ;
2. международное сотрудничество в области стандартизации;
3. виды и применение нормативных документов по стандартизации;
4. информационное обеспечение работ по стандартизации, издание и реализацию нормативных документов;
5. порядок проведения государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов;
6. финансирование работ по государственной стандартизации, государственному контролю и надзору;
7. ответственность за нарушение положений Федерального закона «О техническом регулировании»;
8. экономическое стимулирование применения государственных стандартов.

Положения Закона обязательны к выполнению всеми государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности независимо от формы собственности, общественными объединениями.
Закон определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства через требования, правила, нормы, вносимые в государственные стандарты при их разработке, и государственный контроль выполнения обязательных требований стандартов при их применении.

Нормативные документы в сфере стандартизации

Нормативный документ по стандартизации - документ, устанавливающий правила (нормы, принципы, характеристики) касающихся объектов стандартизации различных видов деятельности, который доступен широкому кругу пользователей.
Нормативные документы по стандартизации применяются государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, при выполнении работ и оказании услуг, при разработке технической документации (конструкторской, технологической, проектной), в том числе технических условий, каталожных листов на поставляемую продукцию (оказываемые услуги).

Стандарт – нормативный документ по стандартизации, разработанный на основе согласия по основным вопросам большинства заинтересованных сторон и принятый официальным органом (государственный стандарт или его подразделения).
Стандарты делятся на государственные, региональные, международные, межгосударственные, отраслевые и пр.

Государственный стандарт (ГОСТ-Р) – стандарт, принятый Госстандартом России или Госстроем России. К объектам этого стандарта относятся организационно-методические и общетехнические объекты, а также работа, продукция и услуги, имеющие межотраслевое общенародное хозяйственное назначение (ГОСТ Р 1.0-2004).
Настоящий стандарт устанавливает общие правила формирования, ведения и применения положений системы стандартизации в Российской Федерации. Этот стандарт утверждается Госстандартом России и является национальным.
Федеральный закон «О техническом регулировании» устанавливает правовые основы стандартизации в РФ, обязательные для всех государственных органов управления, а также предприятий и предпринимателей, общественных объединений, и определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации.
Область действия таких стандартов согласовывается с принятыми международными стандартами.

Региональный стандарт (ГОСТ, СТ СЭВ) – стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации. ГОСТ – бывший стандарт СССР, который действует и является межгосударственным стандартом для стран - бывших республик СССР. СТ СЭВ – стандарт стран бывшего социалистического лагеря (Польша, Румыния, Чехия и Словакия и др.).

Межгосударственный стандарт – стандарт, принятый Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии или сертификации (МГС) или Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве (МНТКС). Этот стандарт действует для стран-членов МГС и МНТКС.

Международный стандарт - стандарт, принятый какой-либо международной организацией по стандартизации (ИСО - Международная организация по стандартизации, МЭК – Международная электротехническая комиссия). Статус таких стандартов добровольный (они носят рекомендательный характер).

Отраслевой стандарт – ОСТ – их объектами являются аналогичные ГОСТ-P и ГОСТ объекты, имеющие исключительно отраслевое значение. Отраслевые стандарты могут устанавливать ограничения на ГОСТ-P и ГОСТ в части номенклатуры (перечня), типа, размеров и требований, не снижая при этом качество продукции. Такие стандарты называются ограничителями. Отраслевые стандарты применяют предприятия или организации, выпускающие или потребляющие продукцию данной отрасли. Отраслевой стандарт утверждается министерством (ведомством) РФ и разрабатывается в случаях, если на объекты стандартизации отсутствуют Государственные стандарты или требования к этим объектам необходимо установить более высокие, чем предусмотрены Государственными стандартами. Обозначение ОСТ имели также общесоюзные стандарты, которые выпускались с 1925 по 1940 год (до внедрения ГОСТов). Теперь эта аббревиатура занята отраслевым стандартом, хотя некоторые ОСТы действуют и в настоящее время.

Стандарт предприятия – СТП утверждается и действует только на данном предприятии. Его действие должно находиться в рамках действия отраслевых стандартов. Такой стандарт разрабатывается на продукцию, услуги и процессы, которые применяют только на одном предприятии или на нескольких предприятиях, входящих в объединения, утвердивших данные стандарты. Объектами этих стандартов являются детали, узлы изготавливаемых изделий, нормы и правила в области организации и управления производством. Эти стандарты могут ограничивать ГОСТ, ГОСТ-P, ОСТ без ухудшения качества продукции.

Стандарты научно-технических и инженерных обществ – СТО разрабатываются для внедрения в практику новейших результатов фундаментальных и прикладных исследований, полученных в определённых областях профессиональных интересов. То есть, объектами этих стандартов являются оригинальные или принципиально новые виды продукции и услуг, а также методы испытаний, новые принципы организации и управления.

Технические условия (ТУ) – документ, разработанный на конкретную продукцию (изделие, материал, вещество) или услугу. Этот документ разрабатывается предприятием или организацией в том случае, когда разрабатывать стандарт не целесообразно. Объектом технических условий может быть пробная продукция или продукция разовой поставки.

Правила по стандартизации (ПР) – нормативный документ по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, действующий на территории РФ и устанавливающий обязательные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки, методы выполнения работ соответствующих направлений, а также обязательные требования к оформлению результатов этих работ. Эти стандарты разрабатываются на конкретные производственные процессы, связанные с решением задач по организации работ по стандартизации, метрологии, сертификации.

Норма – нормативный документ, содержащий положения, устанавливающие количественные меры или качественные критерии, которые должны быть удовлетворены в процессе производства.

Регламент – документ, принятый органами власти, действующий в определенной сфере и содержащий обязательные правовые нормы.

Законодательную и нормативную базу национальной системы стандартизации составляют:

· Конституция Российской Федерации, которая относит стандарты к вопросам исключительного ведения Российской Федерации;
· Федеральный закон "О техническом регулировании", определивший правовые основы стандартизации в Российской Федерации, участников работ по стандартизации, правила разработки и добровольность применения стандартов;
· Федеральный закон "Об обеспечении единства измерений", определивший правовые основы стандартизации в Российской Федерации, участников работ по проведению различного рода измерений, принципов их разработки и применения
· Федеральный закон "О Защите прав потребителей", определивший правовые основы потребителей и изготовителями в Российской Федерации, на основе применения соглашений и стандартов;
· нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации по вопросам стандартизации;
· основополагающие стандарты национальной системы стандартизации.

Стандартизация сегодня развивается по следующим основным направлениям:

1. традиционная (организуется и осуществляется в России в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 71), Федеральным законом «О техническом регулировании» 2002 г. и ГСС РФ)
2. образовательная (организуется и осуществляется в России в соответствии со ст. 43 Конституции и федеральными законами «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»);
3. медицинская (организуется и осуществляется в исполнении федерального закона «О государственной системе здравоохранения»);
4. социальная (организуется во исполнение Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 769 «Об организации подготовки государственных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов»).

Трубенева Т.Г.

Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия»

Учебное пособие

для студентов среднего профессионального образования

Санкт-Петербург 2014

1.1. Методологические основы стандартизации .. 3

1.2.Правовые основы стандартизации .. 4

1.4.Системы стандартизации .. 10

Раздел 2. Основы метрологии .. 14

2.1. Основные понятия. Стрктурные элементы метрологии .. 14

2.2.Средства и методы измерений .. 16

2.3.Классификация измерений .. 18

2.4. Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» . 21

Раздел 3. Основы сертификации .. 24

3.1.Основы сертификации продукции и услуг . 24

3.2.Функции Органа по сертификации .. 30

3.3. Схемы подтверждения соответствия . 34

3.4.Правила заполнения сертификата . 36

Список источников и литературы ... 41


Раздел 1. Основы стандартизации

Методологические основы стандартизации

Стандартизация – деятельность, которая, устремлена на определение и разработку требований, норм и правил, гарантирующая право потребителя на покупку товаров за устаивающую их цену, должного качества, право на благоустроенность и безопасность труда.

История стандартизации

В 1875 году в Париже первые 17 государств приняли участие в международной матричной конвенции, на которой согласились принять в качестве единицы длины – метр.

Там же было создано международное бюро мер и весов.

Во время первой мировой войны и после нее были основаны несколько национальных организаций по стандартизации: Англия, США, Голландия.

В 1943 году при ООН был создан Координационный комитет по вопросам стандартизации с бюро в Лондоне и Нью-Йорке.

В 1946 году в Лондоне была основана Международная организация по стандартизации (ИСО), которая в настоящее время является основополагающим органом в области международной стандартизации.

Стандартизация осуществляется в целях:

1. Повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, экологической безопасности, содействие соблюдению требований технических регламентов.



2. Повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения ЧС природного и технического характера

3. Обеспечение НТП

4. Повышение конкурентоспособности продукции, работы, услуг

5. Рациональное использование ресурсов.

Основной целью изучения дисциплины является получение знаний и навыков по достижению высокого качества продукции.

Каждый из компонентов дисциплины – важнейший инструмент достижения качества, обеспечения качества продукции и услуг.

· Управленческий;

· Экономический;

· Социальный;

· Личностный.

Экономико- управленческий аспект понятия качества и семенной трактовки

Качество:

· абсолютная оценка;

· соответствие стандартам;

· Свойство продукции;

· соответствие стоимости;

· степень удовлетворения запросов потребителей;

· соответствиеназначению

· Качество – степень соответствия присущих объекту характеристик установленным требованиям (ГОСТ Р ИСО 9000-2005 «Система менеджмента качества»

Метрология, стандартизация и обеспечение соответствия являются главным инструментом обеспечения качества.

Метрология – учение об измерениях, способах обеспечения их единства и путях приобретения нужной точности.

Основные задачи метрологии:

1. Разработка общей теории измерения

2. Разработка путей измерения и методов установления точности и верности измерений

3. Определение единиц физических величин.

Метод стандартизации – это способ достижения оптимальной степени упорядочения. К методам относится типизация, систематизация, оптимизация. Разновидностью унификации является типизация. Разновидностями систематизации представляет собой классификацию, селекцию, симплификацию, агрекатирование

Правовые основы стандартизации

Правовые основы стандартизации в России установлены Законом Российской Федерации "О стандартизации". Положения Закона обязательны к выполнению всеми государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности независимо от формы собственности, общественными объединениями.

Закон определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства через требования, правила, нормы, вносимые в государственные стандарты при их разработке, и государственный контроль выполнения обязательных требований стандартов при их применении.

Сущность стандартизации в РФ закон толкует как деятельность, направленную на определение норм, правил, требований, характеристик, которые должны обеспечивать безопасность продукции, работ и услуг, их техническую и информационную совместимость, взаимозаменяемость, качество продукции (услуг) в соответствии с достижениями научно-технического прогресса. Нормы и требования стандартов могут относиться также к безопасности хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях (например, природные и техногенные катастрофы); к обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Кроме данного закона, отношения в области стандартизации в России регулируются издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства РФ.

Это связано с последующим пересмотром стандарта: он будет иметь силу лишь после того, как будут внесены изменения в регламент;

Ссылка со скользящей идентификацией, т.е. стандарт (стандарты) идентифицируются (указываются в регламенте) только с помощью номера. Это дает возможность пересматривать стандарт и вводить его в действие независимо от внесения изменений в регламент;

Ответственность существует за нарушение стандарта, на который имеется обязательная ссылка. Эта ссылка указывает, что соблюдение идентифицированных в ней стандартов (стандарта) -единственный путь достижения соответствия товара требованиям технического регламента.

Технический регламент может включать индикативную ссылку. Этот вид ссылки на стандарт по существу представляет собой форму положения, направленного на достижение соответствия. Другими словами, соблюдение стандартов, содержащихся в этих ссылках, рассматривается как один из путей достижения соответствия требованиям регламента.

Согласно Закону РФ "О стандартизации" ответственность за нарушение его положений несут юридические и физические лица, органы государственного управления. В соответствии с действующим в России законодательством ответственность носит уголовный, административный либо гражданско-правовой характер. Нарушения выявляются службами государственного контроля и надзора за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов, что рассмотрено далее в гл. 2.

Нарушение должностными лицами или гражданами, которые зарегистрированы как индивидуальные предприниматели, обязательных требований государственных стандартов при реализации, эксплуатации, транспортировке и хранении продукции влечет наложение штрафа в размере от пяти до 100 минимальных размеров оплаты труда. Такое же наказание определено за уклонение юридических и физических лиц от предъявления продукции, а также сведений о ней и соответствующей документации органам государственного надзора.

С 1 января 1997 г. специальная уголовная ответственность установлена за обман потребителей в отношении качества товара, установленного договором (в сферах торговли товарами и предоставления услуг), а также за производство и реализацию товаров и услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Уголовная ответственность за нарушение требований стандартов по продукции производственного назначения не предусмотрена, а административная ответственность установлена за несоблюдение обязательных требований при ее продаже (поставке), использовании, транспортировке и хранении. Гражданско-правовая ответственность за нарушение требований к качеству определяется на основе положений гражданского законодательства.

Законодатёльные акты Российской Федерации в связи с принятием законов РФ "О стандартизации", "Об обеспечении единства измерений", "О сертификации продукции и услуг" (1995 г.); Постановлениями Правительства РФ, принятыми во исполнение Закона "О стандартизации", приказами Госстандарта РФ. Например, приказом Госстандарта РФ утвержден "Порядок проведения Госстандартом России Государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией".

Закон "О стандартизации" регламентирует:

Организацию работ по стандартизации,

Информационное обеспечение работ по стандартизации,

Организацию и правила проведения государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов,

Финансирование работ по государственной стандартизации, государственному контролю и надзору,

Стимулирование применения государственных стандартов,

Ответственность за нарушение положений Закона "О стандартизации".

На основании правовых норм закона определены принципы и задачи стандартизации в России.

Принципы стандартизации следующие:

1. Целесообразность разработки стандарта определяется путем анализа его необходимости в социальном, экономическом и техническом аспектах;

2. Приоритетным направлением стандартизации является безопасность объекта стандартизации для человека и окружающей среды, обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции;

3. Стандарты не должны быть техническим барьером в торговле. Для этого необходимо учитывать международные стандарты (и их проекты), правила, нормы международных организаций и национальные стандарты других стран;

4. Разработка стандарта должна быть основана на взаимном согласии заинтересованных и участвующих в ней сторон (консенсусе). При этом должно быть учтено мнение каждого по всем вопросам, представляющим взаимный интерес;

5. Разработчики нормативных документов должны соблюдать: нормы законодательства, правила в области государственного контроля и надзора, взаимосвязанность объектов стандартизации с метрологией и с другими объектами стандартизации; оптимальность требований, норм и характеристик, включаемых в стандарты;

6. Стандарты должны своевременно актуализироваться, чтобы не быть тормозом для научно-технического прогресса в стране;

7. Обязательные требования стандартов должны быть проверяемы и пригодны для целей сертификации соответствия;

8. Стандарты, применяемые на данных уровнях управления, не должны дублировать друг друга.

Реализация этих принципов осуществляется при выполнении определяемых основополагающими стандартами ГСС задач:

Обеспечение взаимопонимания между всеми заинтересованными сторонами;

Установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству объекта стандартизации в интересах потребителя и государства;

Определение требований по безопасности, совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимозаменяемости продукции;

Унификация конструктивных частей изделий;

Разработка метрологических норм и нормативно-техническое обеспечение измерений, испытаний, оценки качества и сертификации продукции;

Оптимизация технологических процессов с целью экономии материальных, энергетических и людских ресурсов;

Создание, ведение и гармонизация с международными правилами систем классификации и кодирования технико-экономической информации;

Организация системного обеспечения потребителей и всех заинтересованных сторон информацией о номенклатуре и качестве продукции, услуг, процессов путем создания системы каталогов и др.

Трудности, характерные для переходного периода в России, ставят перед стандартизацией и более узкие, конкретизированные задачи, к которым можно отнести насыщение рынка безопасными потребительскими товарами и установление цивилизованных барьеров поступлению на российский рынок некачественных импортируемых товаров. В этом направлении необходимо тесное взаимодействие стандартизации и сертификации.

Правовые основы стандартизации в России установлены Законом Российской Федерации "О стандартизации". Положения Закона обязательны к выполнению всеми государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности независимо от формы собственности, общественными объединениями.

Закон определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства через требования, правила, нормы, вносимые в государственные стандарты при их разработке, и государственный контроль выполнения обязательных требований стандартов при их применении.

Сущность стандартизации в РФ закон толкует как деятельность, направленную на определение норм, правил, требований, характеристик, которые должны обеспечивать безопасность продукции, работ и услуг, их техническую и информационную совместимость, взаимозаменяемость, качество продукции (услуг) в соответствии с достижениями научно-технического прогресса. Нормы и требования стандартов могут относиться также к безопасности хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях (например, природные и техногенные катастрофы); к обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Кроме данного закона, отношения в области стандартизации в России регулируются издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства РФ.

Это связано с последующим пересмотром стандарта: он будет иметь силу лишь после того, как будут внесены изменения в регламент;

  • * ссылка со скользящей идентификацией, т.е. стандарт (стандарты) идентифицируются (указываются в регламенте) только с помощью номера. Это дает возможность пересматривать стандарт и вводить его в действие независимо от внесения изменений в регламент;
  • * ссылка общего характера, т.е. указание в регламенте всех стандартов, которые действуют в определенной области и (или) приняты конкретным органом. Идентификация каждого стандарта в отдельности отсутствует.

Ответственность существует за нарушение стандарта, на который имеется обязательная ссылка. Эта ссылка указывает, что соблюдение идентифицированных в ней стандартов (стандарта) -- единственный путь достижения соответствия товара требованиям технического регламента.

Технический регламент может включать индикативную ссылку. Этот вид ссылки на стандарт по существу представляет собой форму положения, направленного на достижение соответствия. Другими словами, соблюдение стандартов, содержащихся в этих ссылках, рассматривается как один из путей достижения соответствия требованиям регламента.

Согласно Закону РФ "О стандартизации" ответственность за нарушение его положений несут юридические и физические лица, органы государственного управления. В соответствии с действующим в России законодательством ответственность носит уголовный, административный либо гражданско-правовой характер. Нарушения выявляются службами государственного контроля и надзора за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов, что рассмотрено далее в гл. 2.

Нарушение должностными лицами или гражданами, которые зарегистрированы как индивидуальные предприниматели, обязательных требований государственных стандартов при реализации, эксплуатации, транспортировке и хранении продукции влечет наложение штрафа в размере от пяти до 100 минимальных размеров оплаты труда. Такое же наказание определено за уклонение юридических и физических лиц от предъявления продукции, а также сведений о ней и соответствующей документации органам государственного надзора.

С 1 января 1997 г. специальная уголовная ответственность установлена за обман потребителей в отношении качества товара, установленного договором (в сферах торговли товарами и предоставления услуг), а также за производство и реализацию товаров и услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Уголовная ответственность за нарушение требований стандартов по продукции производственного назначения не предусмотрена, а административная ответственность установлена за несоблюдение обязательных требований при ее продаже (поставке), использовании, транспортировке и хранении. Гражданско-правовая ответственность за нарушение требований к качеству определяется на основе положений гражданского законодательства.

Законодатёльные акты Российской Федерации в связи с принятием законов РФ "О стандартизации", "Об обеспечении единства измерений", "О сертификации продукции и услуг" (1995 г.); Постановлениями Правительства РФ, принятыми во исполнение Закона "О стандартизации", приказами Госстандарта РФ. Например, приказом Госстандарта РФ утвержден "Порядок проведения Госстандартом России Государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией".

Закон "О стандартизации" регламентирует:

  • * организацию работ по стандартизации,
  • * содержание и применение нормативных документов по стандартизации,
  • * информационное обеспечение работ по стандартизации,
  • * организацию и правила проведения государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов,
  • * финансирование работ по государственной стандартизации, государственному контролю и надзору,
  • * стимулирование применения государственных стандартов,
  • * ответственность за нарушение положений Закона "О стандартизации".

На основании правовых норм закона определены принципы и задачи стандартизации в России.

Принципы стандартизации следующие:

  • 1) целесообразность разработки стандарта определяется путем анализа его необходимости в социальном, экономическом и техническом аспектах;
  • 2) приоритетным направлением стандартизации является безопасность объекта стандартизации для человека и окружающей среды, обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции;
  • 3) стандарты не должны быть техническим барьером в торговле. Для этого необходимо учитывать международные стандарты (и их проекты), правила, нормы международных организаций и национальные стандарты других стран;
  • 4) разработка стандарта должна быть основана на взаимном согласии заинтересованных и участвующих в ней сторон (консенсусе). При этом должно быть учтено мнение каждого по всем вопросам, представляющим взаимный интерес;
  • 5) разработчики нормативных документов должны соблюдать: нормы законодательства, правила в области государственного контроля и надзора, взаимосвязанность объектов стандартизации с метрологией и с другими объектами стандартизации; оптимальность требований, норм и характеристик, включаемых в стандарты;
  • 6) стандарты должны своевременно актуализироваться, чтобы не быть тормозом для научно-технического прогресса в стране;
  • 7) обязательные требования стандартов должны быть проверяемы и пригодны для целей сертификации соответствия;
  • 8) стандарты, применяемые на данных уровнях управления, не должны дублировать друг друга.

Реализация этих принципов осуществляется при выполнении определяемых основополагающими стандартами ГСС задач:

  • * обеспечение взаимопонимания между всеми заинтересованными сторонами;
  • * установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству объекта стандартизации в интересах потребителя и государства;
  • * определение требований по безопасности, совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимозаменяемости продукции;
  • * унификация конструктивных частей изделий;
  • * разработка метрологических норм и нормативно-техническое обеспечение измерений, испытаний, оценки качества и сертификации продукции;
  • * оптимизация технологических процессов с целью экономии материальных, энергетических и людских ресурсов;
  • * создание, ведение и гармонизация с международными правилами систем классификации и кодирования технико-экономической информации;
  • * организация системного обеспечения потребителей и всех заинтересованных сторон информацией о номенклатуре и качестве продукции, услуг, процессов путем создания системы каталогов и др.

Трудности, характерные для переходного периода в России, ставят перед стандартизацией и более узкие, конкретизированные задачи, к которым можно отнести насыщение рынка безопасными потребительскими товарами и установление цивилизованных барьеров поступлению на российский рынок некачественных импортируемых товаров. В этом направлении необходимо тесное взаимодействие стандартизации и сертификации.

1. Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность по стандартизации

2. Государственное управление стандартизацией

1. Правовые основы стандартизации в России обеспечиваются уже упомянутым (вопрос 2) Законом Российской Федерации «О стандартизации».

Закон действует во взаимосвязи с рядом других законодательных актов РФ, таких как закон «Об обеспечении единства измерения» , «О сертификации продукции и услуг» , «О защите прав потребителей» , а также указами Президента и нормативными актами Правительства РФ во исполнение Закона РФ «О стандартизации», радом подзаконных актов и приказами Госстандарта России.

Закон «О стандартизации» устанавливает правовые основы стандартизации в РФ, обязательные для всех государственных органов управления, а также предприятий и предпринимателей, общественных объединений, и определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации.

Понятие стандартизации Закон толкует как деятельность, направленную на определение норм, правил, требований, характеристик, которые должны обеспечивать безопасность продукции, работ и услуг, их техническую и информационную совместимость, взаимозаменяемость, качество продукции (услуг) в соответствии с достижениями научно-технического прогресса. Нормы и требования могут относиться также к безопасности хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях (например, природные и техногенные катастрофы), к обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Закон «О стандартизации» регламентирует:

Организацию работ по стандартизации в РФ;

Международное сотрудничество в области стандартизации;

Виды и применение нормативных документов по стандартизации;

Информационное обеспечение работ по стандартизации, издание и реализацию нормативных документов;

Порядок проведения государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов;

Финансирование работ по государственной стандартизации, государственному контролю и надзору;

Ответственность за нарушение положений Закона «О стандартизации»;

Экономическое стимулирование применения государственных стандартов.

2. Вопросы государственного управления стандартизацией в Российской Федерации, включая координацию деятельности государственных органов управления РФ, взаимодействие с органами власти субъектов РФ, общественными объединениями, субъектами хозяйственной деятельности Законом закреплены за Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России).

В соответствии с Законом Госстандарт России формирует и реализует государственную политику в области стандартизации, осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, представляет РФ в международных организациях по стандартизации и участвует в их работе, организует подготовку и переподготовку кадров по стандартизации, устанавливает правила применения международных стандартов.

Для решения возложенных задач Госстандарт России законодательно наделен правом разработки и утверждения государственных стандартов, оговаривающих единые для всей страны организационно-технические правила проведения всех видов работ по стандартизации в любых сферах деятельности и на всех уровнях управления, а также форм и методов взаимодействия при этом субъектов хозяйственной деятельности друг с другом и с органами управления.

Руководство и координацию работ в области стандартизации в строительной отрасли осуществляет Госстрой России. Другие государственные органы управления участвуют в стандартизации по мере необходимости и в силу их компетенции. Они создают в центральных органах и на местах соответствующие службы и подразделения стандартизации.

В целом в масштабе страны правовое и организационное регулирование деятельности в области стандартизации осуществляется в соответствии с Государственной системой стандартизации Российской Федерации (см. вопрос 4).

Государственный стандарт Российской Федерации – ГОСТ Р.

ГОСТ Р 1.0-2004

Настоящий стандарт устанавливает общие правила формирования, ведения и применения положений системы стандартизации в Российской Федерации. Этот стандарт утверждается Госстандартом России и является национальным.

Область действия таких стандартов согласовывается с принятыми международными стандартами.

Отраслевой стандарт – ОСТ. Отраслевой стандарт утверждается министерством (ведомством) РФ и разрабатывается в случаях, если на объекты стандартизации отсутствуют Государственные стандарты или требования к этим объектам необходимо установить более высокие, чем предусмотрены Государственными стандартами. Обозначение ОСТ имели также общесоюзные стандарты, которые выпускались с 1925 по 1940 год (до внедрения ГОСТов). Теперь эта аббревиатура занята отраслевым стандартом, хотя некоторые ОСТы действуют и в настоящее время.

Стандарт предприятия – СТП утверждается и действует только на данном предприятии. Его действие должно находиться в рамках действия отраслевых стандартов. Такой стандарт разрабатывается на продукцию, услуги и процессы, которые применяют только на одном предприятии или на нескольких предприятиях, входящих в объединения, утвердивших данные стандарты.

Стандарты научно-технических и инженерных обществ – СТО разрабатываются для внедрения в практику новейших результатов фундаментальных и прикладных исследований, полученных в определённых областях профессиональных интересов.

Законодательную и нормативную базу национальной системы стандартизации составляют:

· Конституция Российской Федерации, которая относит стандарты к вопросам исключительного ведения Российской Федерации;

· Федеральный закон "О техническом регулировании", определивший правовые основы стандартизации в Российской Федерации, участников работ по стандартизации, правила разработки и добровольность применения стандартов;

· Федеральный закон "Об обеспечении единства измерений", определивший правовые основы стандартизации в Российской Федерации, участников работ по проведению различного рода измерений, принципов их разработки и применения

· Федеральный закон "О Защите прав потребителей", определивший правовые основы потребителей и изготовителями в Российской Федерации, на основе применения соглашений и стандартов;

· нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации по вопросам стандартизации;

· основополагающие стандарты национальной системы стандартизации.

Стандартизация сегодня развивается по следующим основным направлениям:

1. традиционная (организуется и осуществляется в России в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 71), Федеральным законом «О техническом регулировании» 2002 г. и ГСС РФ)


2. образовательная (организуется и осуществляется в России в соответствии со ст. 43 Конституции и федеральными законами «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»);

3. медицинская (организуется и осуществляется в исполнении федерального закона «О государственной системе здравоохранения»);

4. социальная (организуется во исполнение Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 769 «Об организации подготовки государственных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов»).

Основными терминами и понятиями современной Государственной системы стандартизации Российской Федерации (ГСС РФ) с учетом международной практики стандартизации являются – стандартизация; объект стандартизации; нормативный документ по стандартизации; стандарт; государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р); технический регламент и многие другие.

ГОСТ Р 1.0-2004

Настоящий стандарт устанавливает общие правила формирования, ведения и применения положений системы стандартизации в Российской Федерации

Федеральный закон «О техническом регулировании» устанавливает правовые основы стандартизации в РФ, обязательные для всех государственных органов управления, а также предприятий и предпринимателей, общественных объединений, и определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации.

Понятие стандартизации Закон толкует как деятельность, направленную на определение норм, правил, требований, характеристик, которые должны обеспечивать безопасность продукции, работ и услуг, их техническую и информационную совместимость, взаимозаменяемость, качество продукций (услуг) в соответствии с достижениями научно-технического прогресса.

Федеральный закон «О техническом регулировании» регламентирует:

1. организацию работ по стандартизации в РФ;

2. международное сотрудничество в области стандартизации;

3. виды и применение нормативных документов по стандартизации;

4. информационное обеспечение работ по стандартизации, издание и реализацию нормативных документов;

5. порядок проведения государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов;

6. финансирование работ по государственной стандартизации, государственному контролю и надзору;

7. ответственность за нарушение положений Федерального закона «О техническом регулировании»;

8. экономическое стимулирование применения государственных стандартов.

Положения Закона обязательны к выполнению всеми государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности независимо от формы собственности, общественными объединениями.

Закон определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства через требования, правила, нормы, вносимые в государственные стандарты при их разработке, и государственный контроль выполнения обязательных требований стандартов при их применении.

Кроме данного закона, отношения в области стандартизации в России регулируются издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства РФ. Это связано с последующим пересмотром стандарта, он будет иметь силу лишь после того, как будут внесены изменения в регламент:

1. ссылка со скользящей идентификацией, то есть стандарт (стандарты) идентифицируются (указываются в регламенте) только с помощью номера. Это дает возможность пересматривать стандарт и вводить его в действие независимо от внесения изменений в регламент;

2. ссылка общего характера, то есть указание в регламенте всех стандартов, которые действуют в определенной области и (или) приняты конкретным органом. Ответственность существует за нарушение стандарта, на который имеется обязательная ссылка. Эта ссылка указывает, что соблюдение идентифицированных в ней стандартов (стандарта) – единственный путь достижения соответствия товара требованиям технического регламента.

Технический регламент может включать индикативную ссылку. Этот вид ссылки на стандарт по существу представляет собой форму положения, направленного на достижение соответствия. Другими словами, соблюдение стандартов, содержащихся в этих ссылках, рассматривается как один из путей достижения соответствия требованиям регламента. Ответственность за нарушение положений несут юридические и физические лица, органы государственного управления.

В соответствии с действующим в России законодательством ответственность носит уголовный, административный либо гражданско-правовой характер. Нарушения выявляются службами государственного контроля и надзора за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов. Нарушение должностными лицами или гражданами, которые зарегистрированы как индивидуальные предприниматели, обязательных требований государственных стандартов при реализации, эксплуатации, транспортировке и хранении продукции влечет наложение штрафа в размере от пяти до 100 минимальных размеров оплаты труда.