Собор Архангела Гавриила (8 апреля). Собор Архангела Гавриила (8 апреля) Архангел гавриил 8 апреля традиции

* Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы.
* Собор архангела Гавриила.

Священномучеников Евсевия, епископа Кивалского (ок. 257-258); * Иринея, епископа Сирмийского (304). Мучеников Пуллия чтеца (304); Кодрата и с ним 40 мучеников (304); Готфских 26-ти мучеников: Вафусия и Верка пресвитеров, Арпилы монаха, мирян: Авива (Авипа), Агна, Реаса, Игафракса, Искоя, Силы, Сигица, Сонирила, Суимвла, Ферма, Филла (Филга), Констанса, Агафона царевича и мучениц: Анны, Аллы, Ларисы (Варисы), Моико, Мамики, Уирко (Вирко), Анимаисы (Анимаиды), Гаафы, царицы Готфской, и Дуклиды, царевны Готфской (ок. 375). Преподобного Малха Сирийского (IV). Преподобных Василия Нового (ок. 944); Стефана древяника. Святого Авраама Латрийского. Мелитинской иконы Божией Матери.

Православные Святые угодники.

Празднование Собора Архангела Гавриила

Архангел Гавриил (с еврейского - муж Божий). Один из высших ангелов, в Ветхом и Новом Заветах является, как носитель радостных благовестий. По Библии он считается ангелом хранителем избранного народа. Священное писание не рассматривает особо жизни ангелов, сообщая лишь об их явлениях людям; вера Христова, направляющая все силы человеческого ума и сердца к Богу, также не углубляется в область ангелологии. Ангелы были сотворены Богом свободными существами. Часть ангелов воспользовалась этим, чтобы отпасть от Бога (падшие ангелы, демоны). Прочие сохранили верность Творцу и остались Ангелами Света.
Церковь учит, что ангельский мир состоит из девяти чинов (Рим. 8:38; Еф. 1:21, 3:10; Сол. 4:9), различающихся своей близостью к Богу и нисходящих от Бога к роду человеческому: Херувимы, Серафимы, Престолы, Начала, Господства, Силы, Власти, Архангелы и Ангелы. Постижение иерархического строения ангельского мира промыслительно сокрыто от людей в нынешнем веке, но откроется в будущем «сынам воскресения», которые, по слову Господа, будут «равны ангелам» (Лк. 20:36).
Силою любви своей к Триипостасному Богу святые Ангелы приобщаются к жизни Святой Троицы, а силою любви к миру и людям - к жизни мира. Они служат ей, оставаясь незримыми существами. Таким образом, между Небом и землею непрестанно восходят и нисходят Ангелы Божии. Церковь Христова особенно выделяет и чтит двух высших Ангелов - Архангела Михаила и Архангела Гавриила, в виду их особого участия в судьбах человечества.
Служение Архангела Гавриила промыслительно направлено Богом на спасение рода человеческого, на возвращение отпавших от Бога людей к Творцу и Вседержителю. Как в ветхозаветные, так и в новозаветные времена Архангел Гавриил сообщает людям спасительное знание свыше, возвещает о главных событиях в духовной истории человечества.
Архангел Гавриил научил в пустыне праотца Моисея книжному писанию, сообщил ему о начале мира и создании первого человека и научил всякой премудрости. Пророку Даниилу Архангел Гавриил явился и открыл таинственное значение пророчества о семидесяти седминах, сообщив о времени освобождения иудеев из вавилонского плена, а также о времени Боговоплощения (Дан. 8:16; 9:21). По церковному преданию именно Архангел Гавриил возвестил праведным Иоакиму и Анне о рождении от них Пресвятой Девы Марии, а священнику Захарии - о рождении святого пророка Иоанна Предтечи (Лк. 1:5-25).
Будучи послан Богом в Назарет, Архангел Гавриил явился Пресвятой Деве, обрученной праведному Иосифу, и возвестил Ей зачатие Сына Божия осенением и действием в ней Духа Святого (Лк. 1:30-35). Полагают, что именно Архангел Гавриил явился во сне праведному Иосифу для уверения того в безгрешности Девы Марии (Мф. 1:20-21), а когда Господь Иисус Христос родился в Вифлееме, Архангел Гавриил явился пастухам и возвестил им о рождении Спасителя (Лк. 2:8-11).
Полагают также, что именно Архангел Гавриил укреплял Господа в Его молитве на горе Елеонской (Лк. 22:43) и сообщил женам-мироносицам о Воскресении Христовом (Мк. 16:5-7). Архангел Гавриил предстал также и Матери Божией, когда Она молилась на Елеонской горе и возвестил: «Сын Твой и Бог наш ждет Тебя со всеми Архангелами и Ангелами, Херувимами и Серафимами, со всеми небесными духами и душами праведных, чтобы взять Тебя, Матерь Свою, в горнее Царство, где ты будешь жить и царствовать с Ним вечно!». В знамение торжества Благодатной над телесной смертью Архангел Гавриил вручил Ей райскую ветвь от финикового дерева.
В православной иконографии святой Архангел Гавриил обычно запечатлен в образе Ангела-Благовестника с оливковой ветвью в руках - символом примирения Бога и творения. Этот образ помещают в храме над Царскими вратами. Святая Церковь, вспоминая многократные явления Архангела Гавриила в истории Ветхого и Нового Завета, возносит горячие молитвы к этому неусыпному ходатаю, заступнику и благодетелю рода человеческого.

АРХАНГЕЛ ГАВРИИЛ – ПОСЛАННИК БОЖИЙ

Ар­хан­гел Гав­ри­ил был из­бран Гос­по­дом для то­го, чтобы бла­го­ве­стить Де­ве Ма­рии, а с Нею и всем лю­дям ве­ли­кую ра­дость о Во­пло­ще­нии Сы­на Бо­жия. По­это­му на сле­ду­ю­щий день по­сле Бла­го­ве­ще­ния, про­сла­вив Пре­чи­стую Де­ву, мы бла­го­да­рим Гос­по­да и по­чи­та­ем Его по­слан­ни­ка Ар­хан­ге­ла Гав­ри­и­ла, по­слу­жив­ше­го та­ин­ству на­ше­го спа­се­ния.

Свя­той Ар­хи­стра­тиг Гав­ри­ил – слу­жи­тель Бо­же­ствен­но­го Все­мо­гу­ще­ства. Он воз­ве­щал вет­хо­за­вет­но­му че­ло­ве­че­ству о бу­ду­щем во­пло­ще­нии Сы­на Бо­жия: вдох­нов­лял про­ро­ка Мо­и­сея при на­пи­са­нии кни­ги Бы­тия; про­ро­ку Да­ни­и­лу воз­ве­щал о гря­ду­щих судь­бах ев­рей­ско­го на­ро­да (Дан.8 :16 ; Дан.9 :21-24); яв­лял­ся пра­вед­ной Анне с ве­стью о рож­де­нии от нее Пре­бла­го­сло­вен­ной Де­вы Ма­рии. Свя­той Ар­хи­стра­тиг Гав­ри­ил неот­ступ­но пре­бы­вал со свя­той От­ро­ко­ви­цей Ма­ри­ей в Иеру­са­лим­ском хра­ме и впо­след­ствии охра­нял Ее во все вре­мя зем­ной жиз­ни. Он явил­ся свя­щен­ни­ку За­ха­рии, пред­ска­зав рож­де­ние Пред­те­чи Гос­под­ня – Иоан­на Кре­сти­те­ля. Гос­подь по­сы­лал его к свя­то­му Иоси­фу Об­руч­ни­ку: он явил­ся ему во сне, чтобы от­крыть ему тай­ну во­пло­ще­ния Сы­на Бо­жия от Пре­свя­той Де­вы Ма­рии, пре­ду­пре­дил о за­мыс­лах Иро­да и по­ве­лел бе­жать в Еги­пет с Мла­ден­цем и Бо­го­ро­ди­цей. Ко­гда Гос­подь пе­ред Сво­и­ми стра­да­ни­я­ми мо­лил­ся в Геф­си­ман­ском са­ду до кро­ва­во­го по­та, на укреп­ле­ние Его, по Цер­ков­но­му Пре­да­нию, был по­слан с Небес Ар­хан­гел Гав­ри­ил, имя ко­то­ро­го озна­ча­ет «Кре­пость Бо­жия» (Лк.22 :43). Же­ны-ми­ро­но­си­цы услы­ша­ли от Ар­хи­стра­ти­га ра­дост­ную весть о Вос­кре­се­нии Хри­сто­вом.

Вспо­ми­ная в этот день мно­го­крат­ные яв­ле­ния свя­то­го Ар­хи­стра­ти­га Гав­ри­и­ла и его рев­ност­ное ис­пол­не­ние Бо­же­ствен­ной во­ли, ис­по­ве­дуя его хо­да­тай­ство пред Гос­по­дом о хри­сти­а­нах, Пра­во­слав­ная Цер­ковь при­зы­ва­ет сво­их чад с ве­рой и усер­ди­ем при­бе­гать в мо­лит­вах к ве­ли­ко­му Ан­ге­лу.

Собор святого архангела Гавриила

Память 26 марта    На другой день после Благовещения Пречистой Девы Богородицы Церковь издавна постановила иерусалимским уставом и уставом великой обители святого Саввы праздновать собор святого архангела Гавриила особым днем и песнопением, почитая сего радостного благовестника. И поистине, особого чествования достоин тот, кто послужил таинству нашего спасения, принес Пренепорочной Деве весть о воплощении Бога-Слова в пречистой утробе Ее. Если заслуженный посол и земного царя, принесший в какой-нибудь город царское милостивое слово, принят бывает всеми гражданами того города с особенною честью, то тем более должно почитать особым празднованием пречестнейшего посла Небесного Царя, величайшего Князя ангельского, пришедшего ко всему роду человеческому с премногомилостивейшим словом, возвещающим вечное наше спасение. И как велик сей посланник, который сам прежде открыл достоинство свое святому Захарии: «Я Гавриил, предстоящий перед Богом» (Лк.1 :19), т.е. стоящий ближе других ангелов к престолу Божию. Как в земном царстве приближеннейший к царю сановник, более осведомленный о тайнах царских, несравненно выше других сановников, более удаленных от царя, – подобно сему и в царстве небесном святые ангелы, ближе предстоящие пред Богом, яснее созерцающие тайны Божии, сияют большею честью и славою, чем другие ангелы низших чинов.
   Священное Писание повествует, что пред неприступною славою Божиею всегда предстоят семь ангелов высочайшего чина, начальствующих князей ангельских. В книге Товита пишется, что спутник юного Товии возвестил о себе, что он один из семи святых ангелов, предстоящих пред Богом. И святой Иоанн Богослов в книге Откровения своего воспоминает о сих семи начальствующих ангелах, говоря: «Благодать вам и мир от Того, Который есть и был и идет, и от семи духов, находящихся пред престолом Его» (Откр.1 :4). В числе сих семи считается и Гавриил, вторым по числу, а после Михаила первым. Все они по именам исчисляются так: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил.
   Если же кто спросит: почему Бог не послал к Пречистой Деве первейшего по чину из своих ангелов – Михаила, но второго за ним Гавриила, – тому да будет известно, что сии семь высших ангелов все равны по своему достоинству, и Михаил есть первый между ними только по числу. Каждый из них имеет свое особенное служение. Михаил – победитель супостатов; Гавриил – вестник Тайн Божьих; Рафаил – врач недугов человеческих; Уриил, будучи сиянием огня божественного, есть просветитель потемненных; Селафиил – молитвенник, всегда молящийся Богу о людях и людей возбуждающий к молитве; Иегудиил – прославляет Бога: его служение в том, чтобы укреплять людей, трудящихся в чем-либо ради славы Божией и ходатайствовать о воздаянии за их подвиги; Варахиил – раздаятель благословений Божьих и ходатай, испрашивающий нам Божии благодеяния.
   Итак, Михаил не был послан с благовестием к Пресвятой Деве потому, что его служение другого рода: держать всегда обнаженный меч, ополчаться против врагов и прогонять их. Послан же Гавриил, потому что то свойственно его служению – извещать таинства Божий. Он возвещал святому пророку Даниилу об освобождении людей Божиих из плена Вавилонского и о времени пришествия Мессии; он же возвестил святому Захарии о рождении Иоанна Предтечи от матери, неплодной. Он и святого пророка Моисея наставлял в пустыне при написании книги Бытия, передавая ему откровения Божий о первых родах и летах, начиная от создания Мира. Благочестивое предание свидетельствует, что он благовестил святым праведным Иоакиму и Анне о зачатии Пречистой Богородицы и был Пренепорочной Отроковице ангелом-хранителем от самого зачатия и рождения Ее, и пищу Ей приносил во святое святых; он же посему благовестил Ей и о зачатии Сына Божия. Кроме сего, Гавриил был послан с благовестием и потому, что в самом его имени заключен предмет благовествования. Имя Гавриил значит «крепость Божия», также «муж-Бог». Итак, самым именем своим благовестник означает, что Бог крепкий, Владыка во утробе Девы соделывается совершенным человеком (мужем), т.е. является совершенным Богом и совершенным человеком, – совершенным не по возрасту телесному, а по крепости и разуму. Другие младенцы, зачатые в утробах матерей, ничего не разумеют, и нет в них никакой крепости, – напротив Младенец, зачатый в девической утробе Преблагословенной Марии, с самого мгновения зачатия Своего обладал разумом неисповедным и крепостью непобедимою, и потому и в малом теле был мужем совершенным. Сие провидя, пророк говорит: «И приступил я к пророчице, и она зачала и родила сына. И сказал мне Господь: нареки ему имя: Магер-шелал-хаш-баз. Ибо, прежде нежели дитя будет уметь выговаривать: отец мой, мать моя, примет добычи Самарийские и богатства Дамаска» (Ис.8 :3-4). Это значит, что Младенец, еще не могущий говорить, будет уже иметь великую силу и крепость побеждать врагов Своих. Преобразованием сего служило самое имя Гавриила, которое значит: Муж – Бог, Крепкий Бог . И сей Бог в самое время его благовещения, наитием Святого Духа, зачался в нетленной девственной утробе. Святой Прокл , патриарх Цареградский, так о сем рассуждает:
   – Самое имя ангела чудесно по своему значению, ибо благовестивший Деве Марии называется Гавриилом. Этим именем он предвозвещал и преобразовал Богочеловека, имеющего прийти в Мир. Гавриил значит: Муж Крепкий, или Муж – Бог, происходит от слова Гавир, что значит: крепкий, или Бог, а в совокупности обоих речений это слово означает: Муж – Бог. Издревле еще предвозвестил сие Иеремия, говоря: «Господь сотворит на земле нечто новое: жена спасет мужа» (Иер.31 :22). Итак высок весьма сей посланник Божий и по значению своего имени, и по роду своего служения, а еще более по той тайне, от века сокровенной и ангелам недоведомой, которую ему первому открыл Бог и которую он принес Пречистой Деве. И чем величественнее была сия тайна вочеловечения Божия, чем выше она других тайн, чрез Гавриила же открытых прежде святым пророкам, тем большей чести с того времени, сподобился он в сонме самих ангелов почитаемый ими, как ближайший зритель внутреннейших и безвестнейших тайн Божиих.
   Церковные учители, особенно Дионисий Ареопагит 2123 , согласно говорят о тех семи высших ангелах, что они всегда неотступно предстоят Богу. Другие ангелы посылаются на различные служения, а сии, как приближеннейшие к Богу, всегда пребывают у престола Божия. Для возвещения высочайших тайн Божних и для явления большей силы Божией, и они также посылаются, как говорит святой апостол Павел: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение?» (Евр.1 :14). Но какое же явление силы Божией больше и какая тайна выше, как не тайна воплощения Христова, недоведомого, непостижимого, несказанного. Итак, для возвещения такой великой тайны подобало быть посланным и ангелу великому, неотступному предстоятелю престола Божья, ближайшему зрителю тайн Божиих, каковым и был святой Гавриил.
   Достойно внимания и то, к какому из девяти чинов ангельских в трех иерархиях принадлежит святой Гавриил. Некоторые думают, что он находится в третьей, низшей иерархии, и есть чиноначальник среднего чина между началами и ангелами, т.е. архангельского, определенного на возвещение великих дел Божиих. Так думают частью потому, что он называется архангелом, частью потому, что, как говорит святой Дионисий, посылаются на служение не высшие ангелы, предстоящие близ престола Божия, но только низшие ангелы, на то приставленные. Но достовернее то мнение, что святой Гавриил принадлежит к самому высочайшему чину серафимскому и не посылается в менее важных действиях воли Божией, но посылается для возвещения только величайших тайн Божиих, какова была тайна воплощения Божия, и архангелом он называется от того радостного благовестия, которое принес Пречистой Деве, и коим он исполнил радости не только Ее, но и всякое создание, не только дольнее (земное), но и горнее (небесное), как о сем воспевает святой Дамаскин : едино бо торжество обоим возсия, егда безплотный радость тебе принесе 2124 . А что святой Гавриил должен быть причтен к серафимскому чину, – узнаем из того, что никакой другой чин не восходит ближе серафимов к престолу неприступной славы Божией, по неложному свидетельству святого Дионисия. По особому Божию распоряжению всякий чин ангельский имеет свое место: иные чины ближе, другие далее, а серафимский чин всех ближе к Богу, как говорит о сем Исаия: «Видел Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, вокруг него стояли серафимы, у каждого из них по шести крыл» (Ис.6 :1-2).
   А как святой Гавриил есть один из семи ближайших ангелов, предстоящих Богу, то он и должен быть чина серафимского, второй между серафимами. Согласно с этим святой Андрей Критский называет его одним из числа первейших ангелов, говоря: «Одному из первейших ангелов Бог повелевает возвестить таинство. Если же он был из первейших, то, конечно, из семи духов, всегда предстоящих Богу; и если из семи духов, то из серафимов. Ибо кто из ангелов выше серафимов? Кто ближе их к престолу Божию? Итак Гавриил есть серафим, высший в сем чине».
   Открывается сие еще и из того, что для великого дела Божия надлежало и послать великого ангела. А так как воплощение Слова было величайшим из дел Божиих, то и послан был для возвещения его высший из ангелов, святой Гавриил, как пишет о сем святой Григорий Двоеслов 2125 «Для исполнения сего великого служения надлежало явиться и высочайшему из ангелов, ибо он возвещает несравненно высшее всех. Если некогда для прельщения Евы пришел главный князь тьмы, то надлежало также и к Пречистой Деве явиться для благовещения верховному князю небесного света, к пламенеющей серафимскою любовью к Богу Марии надлежало и быть посланным серафиму».
   Итак, будем усердно чтить Гавриила, как начальнейшего князя в ликах ангельских, как одного из ближайших к Богу семи серафимов, как всемирного архангела, возвестившего всему Миру спасение; будем чтить его благоговейным поклонением и молитвенным пением, радостно совершая его память и воздавая ему благодарение за столь великие благодеяния его роду человеческому, какие он прежде и ныне оказывает, непрестанно моля о нас воплотившегося Бога. Молитвами святого архангела Гавриила да получим мы все оставление грехов!
   О семи упомянутых здесь высших ангелах должно заметить, что только имена четырех из них означены в Священном Писании . Так, в книге Данииловой пишется, что святой Михаил помогает евреям, тогда еще благочестивым чтителям Бога (Дан.10 :13); в послании Апостола Иуды говорится, что он, споря о теле Моисея с диаволом, сказал ему: «Да запретит тебе Господь» (Иуд.1 :9); Иоанн же Богослов, в своем откровении пишет, что он сражался со змием. О святом Гаврииле известно также из книги Данииловой, что он открывал пророку, в будущем, сокровеннейшие тайны Божии (Дан.8 :16), и в Евангелии святого Луки сказано, что Гавриил благовествовал Захарии о зачатии Предтечи (Господня), а Пречистой Деве Марии – о воплощении Бога-Слова (Лк.1 ). О святом Рафаиле упоминается в книге Товита, где сказано, что он защищал молодого Товию от нечаянных напастей в пути, отогнал беса от девицы Сарры и возвратил зрение Товиту (Тов.12 :15). О святом Урииле пишется в третьей книге Ездры, что он предлагал Ездре взвесить «тяжесть огня» (3 Ездр. 4 :5).
   О прочих же трех ангелах, хотя поименно и не упомянуто в Священном Писании, однако, по разумению некоторых богомысленных толковников Божественного Писания, можно думать, что Салавиил есть ангел, явившийся Агари в пустыне, когда она в глубокой скорби молилась; он сказал ей: «Услышал Бог голос отрока (Быт.21 :17) и смиренную твою молитву». Имя Иегудиила усвояют тому ангелу, которого Господь обещал послать израильтянам в пустыне, чтобы он довел их до обетованной земли, воздавая тем награду хранящим заповеди Божий во славу Господа (Исх.23 :22-23). О Варахииле думают, что он был в числе тех трех ангелов, которые явились Аврааму у дуба Маврийского, благословили Сарру разрешением ее утробы от неплодства и дарованием сына Исаака и прообразовали Святую Троицу: Отца, и Сына, и Святого Духа (Быт.18 ).
   Сии святые, высшие семь ангелов, из коих Михаил есть первый, а Гавриил второй, издревле были, по благочестивому разумению святой Церкви, изображаемы на иконах и почитаемы созиданием во имя их храмов. О сем церковная история повествует следующее:
   Нечестивый император Диоклетиан , жестокий гонитель христианства, строя для себя в древнем Риме каменные термы , повелел взять множество христиан и посылал их на ту работу, под строгою и немилосердою стражею, которая мучила и удручала святых. Там можно было видеть по несколько тысяч святых страдальцев, кои работали, обливаясь потом и кровью, и множество их там было погублено мечом и различными казнями за Христа. Таким образом, посредством сего тяжкого труда создалось здание столь огромное и прекрасное, как бы царские палаты. Когда же, по прошествии многих лет, эллинское нечестие вместе с царями своими погибло, а христианство , со вступлением на престол царей христианских, восторжествовало по всей вселенной – тогда верующие, жившие в Риме, взирая на прекрасные термы Диоклетиановы, вспомнили, что это здание построено руками христиан, и, очистив его от скверн языческих, обратили его в храм христианский во имя семи главных небесных духов, архангелов и архистратигов ангельских сил: Михаила, Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила и Варахиила.
   Риму стали подражать и другие города, как-то: Неаполь в Кампании и Палермо в Сицилии , где также созданы были каменные церкви во имя сих семи начальствующих ангелов. Лица их изображены были на досках иконописью и мозаическою работою на стенах церковных, и каждый из них отличаем был от прочих особенными чертами, таинственно изображавшими их невидимое служение. Изображения ангелов были там следующие: Святой Михаил изображен был попирающим ногами Люцифера и держащим в левой руке зеленую финиковую ветвь, а в правой – копье, на верху коей – белая хоругвь с вытканным на ней красным крестом ; Святой Гавриил изображен был держащим в правой руке фонарь с зажженною внутри свечою, а в левой – каменное зерцало из зеленого ясписа, по местам с красными крапинами . Святой Рафаил изображен держащим в левой руке немного поднятый сосуд с врачебными средствами, правою же – ведущим отрока Товию, несущего пойманную в реке Тигре рыбу

По приметам на 8 апреля судили о весне и о том, когда сажать ранний картофель и стоит ли выставлять пчел на пасеке. На следующий день после праздника ) совершается собор архангела Гавриила, который принес Деве Марии благую весть о рождении от Неё Спасителя мира.

В ангельском воинстве, созданном Господом, особое место занимают архангелы (высшие ангелы, начальники над ангелами) прежде всего Гавриил и Михаил. На еврейском языке Гавриил значит Сила Божия . Главное назначение этого архангела – быть Божиим вестником, раскрывать смысл «ведений» и «знамений», предуказывать ход событий.

Именно Гавриил передал первую заповедь Адаму (первому человеку Божия): не вкушать плодов от дерева познания добра и зла. Несколько раз Небесный вестник являлся пророку Даниилу и раскрывал ему тайны пришествия в мир Мессии, конца мира и гонений антихриста. Он сообщил старцу Захарию о чудесном зачатии и появлении на свет Иоанна Предтечи. Но Благовещение – самая великая миссии архангела Гавриила.

Пресвятой Деве Марии Гавриил сообщил благую весть о рождении от Неё Божественного Младенца и велел дать Ему имя Иисус, т.е. Спаситель. Архангел принес радостную весть не только Деве Марии, но и всем людям о грядущем Воплощении Сына Божия.

На фресках и иконах «Благовещение» Гавриил изображался с большими крыльями за спиной; в руке у него райская ветвь (белая лилия), или зажженный фонарь, иногда в другой руке у него зеркало. Простертая к Марии рука архангела одновременно возвещает и предупреждает. Вся его фигура выражает торжественность момента и предчувствие испытаний, которые выпадут на долю Спасителя, в его глазах – задумчивость и сочувствие, печаль и горечь.

На Руси к архангелу Гавриилу обращались по разным поводам:

  • при болезни;
  • в случае сглаза или наговора;
  • для спасения на воде;
  • с просьбой уберечь скот от всяких бед;
  • защитить охотника от медведя;
  • для «сохранения и изобилия пчел в ульях»;
  • и даже, чтобы никто не мог взять спрятанный клад.

Ещё 8 апреля почитается преподобный Василий Новый, который в молодые годы оставил мир и подвизался в пустынном месте. Однажды его увидели придворные византийского императора. Они схватили подвижника и привели в город, где учинили ему допрос. Святой не захотел рассказывать о своей подвижнической жизни, за что его подвергли жестким пыткам. Преподобный стойко перенес все мучения и остался цел и невредим.

Блаженного Василия хотели утопить в море, но его спасли два дельфина и вынесли на берег, где он встретил больного человека по имени Иоанн и исцелил его от лихорадки. По просьбе Иоанна Василий остался у него жить. К святому за советом и наставлением приходили многочисленные верующие, а также больные, которых он исцелял молитвами от болезней. Среди посетителей был Григорий, который стал его учеником и в дальнейшем написал подробное житие своего наставника. Скончался преподобный Василий в возрасте 110 лет. Произошло это около 944 года.


8 апреля: традиции и обычаи дня

В этот период начинает сокодвижения у бородавчатой березы. Почва оттаивает, зацветает красная верба, раскрывает почки береза и черемуха. Если на березах распускаются почки, то появляются жуки-короеды. Прекращается санная езда, поэтому этот день в народном календаре отмечен фразой-наставлением: «Выверни из саней оглобли» . То же определение относилось и к покровителю дня – Василию Новому: «Василий – выверни оглобли и закинь на поветь».

На этот день переносятся многие запреты и представления, связанные с Благовещением. Люди 8 апреля празднуют, боясь вызвать гнев архангела Гавриила, который, по народному верованию, распоряжается молнией и с её помощью может сжечь жилище человека, забывшего его почтить.

Если на Гавриила прясть – работа не впрок.

На Гавриила не прядут, а то руки оттянет сухота.

Тем же, кто после этого дня продолжал прясть говорили: «Не пойдет впрок ».

Преподобному Василию молились от лихорадки, потому что при жизни он исцелял людей, страдающих этим недугом.

В этот день читают заговор-оберег, обращенный к ангелам:

8 апреля – Гавриил Благовест: обряд загадывать желание

В народе верили, что 8 апреля архангел Гавриил спускается на землю, чтобы исполнить желания людей. Если вы хотите, чтобы задуманное осуществилось, то встаньте пораньше и выйдите на улицу. Не забудьте надеть нательный крест, потому что именно по нему архангел замечает просящих людей.

Встаньте лицом на восток три раза перекреститесь и трижды негромко скажите:

«Архангел Гавриил, слуга Господа нашего, услышь просьбу рабы Божией (имя) и исполни её (своими словами скажите, чего вы желаете). Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

8 апреля: приметы и поверья

  1. Если позеленела черемуха, то пришло время сажать ранний картофель.
  2. Зацвела верба – пора выставлять пчел на пасеке.
  3. Если на Гавриила светлый восход солнца, то пора убирать всю санную сбрую.
  4. Какая погода на Гавриила, такая будет и на ).
  5. Заморозки – к холодной и затяжной весне.
  6. Если на крышах по сей день лежит снег, то в ближайший месяц он полностью не растает.
  7. Сны с 7 на 8 апреля могут исполниться в течение недели.

Видео: приметы и традиции на 8 апреля

В православной церкви 8 апреля, вслед за Праздником Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля), следует день Отдания праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, Собор Архангела Гавриила . В этом году также за этим днём, 9 апреля, отмечается Праздник Вход Господень в Иерусалим (“Вербное Воскресенье”).

Однажды я услышала, как одна бабушка говорила, что сегодня Благовещенье, а завтра будет Благовестника. Так я узнала о Дне Архангела Гавриила.

Вот что говорит о Нём православная церковь:

ЖИТИЕ

АРХАНГЕЛ ГАВРИИЛ — ПОСЛАННИК БОЖИЙ

Ар-хан-гел Гав-ри-ил был из-бран Гос-по-дом для то-го, чтобы бла-го-ве-стить Де-ве Ма-рии, а с Нею — всем лю-дям, ве-ли-кую ра-дость о Во-пло-ще-нии Сы-на Бо-жия. По-это-му на сле-ду-ю-щий день по-сле Бла-го-ве-ще-ния, про-сла-вив Пре-чи-стую Де-ву, мы бла-го-да-рим Гос-по-да и по-чи-та-ем Его по-слан-ни-ка Ар-хан-ге-ла Гав-ри-и-ла, по-слу-жив-ше-го та-ин-ству на-ше-го спа-се-ния.

Свя-той Ар-хи-стра-тиг Гав-ри-ил — слу-жи-тель Бо-же-ствен-но-го Все-мо-гу-ще-ства. Он воз-ве-щал вет-хо-за-вет-но-му че-ло-ве-че-ству о бу-ду-щем во-пло-ще-нии Сы-на Бо-жия: вдох-нов-лял про-ро-ка Мо-и-сея при на-пи-са-нии кни-ги Бы-тия; про-ро-ку Да-ни-и-лу воз-ве-щал о гря-ду-щих судь-бах ев-рей-ско-го на-ро-да (Дан.8:16; Дан.9:21-24 ); яв-лял-ся пра-вед-ной Анне с ве-стью о рож-де-нии от неё Пре-бла-го-сло-вен-ной Де-вы Ма-рии. Свя-той Ар-хи-стра-тиг Гав-ри-ил неот-ступ-но пре-бы-вал со свя-той От-ро-ко-ви-цей Ма-ри-ей в Иеру-са-лим-ском хра-ме и впо-след-ствии охра-нял Её во всё вре-мя зем-ной жиз-ни. Он явил-ся свя-щен-ни-ку За-ха-рии, пред-ска-зав рож-де-ние Пред-те-чи Гос-под-ня - Иоан-на Кре-сти-те-ля. Гос-подь по-сы-лал его к свя-то-му Иоси-фу Об-руч-ни-ку: он явил-ся ему во сне, чтобы от-крыть тай-ну во-пло-ще-ния Сы-на Бо-жия от Пре-свя-той Де-вы Ма-рии, пре-ду-пре-дил о за-мыс-лах Иро-да и по-ве-лел бе-жать в Еги-пет с Мла-ден-цем и Бо-го-ро-ди-цей. Ко-гда Гос-подь пе-ред Сво-и-ми стра-да-ни-я-ми мо-лил-ся в Геф-си-ман-ском са-ду до кро-ва-во-го по-та, на укреп-ле-ние Его, по Цер-ков-но-му Пре-да-нию, был по-слан с Небес Ар-хан-гел Гав-ри-ил, имя ко-то-ро-го озна-ча-ет “Кре-пость Бо-жия" (Лк.22:43 ). Жё-ны-ми-ро-но-си-цы услы-ша-ли от Ар-хи-стра-ти-га ра-дост-ную весть о Вос-кре-се-нии Хри-сто-вом.

Вспо-ми-ная в этот день мно-го-крат-ные яв-ле-ния свя-то-го Ар-хи-стра-ти-га Гав-ри-и-ла и его рев-ност-ное ис-пол-не-ние Бо-же-ствен-ной во-ли, ис-по-ве-дуя его хо-да-тай-ство пред Гос-по-дом о хри-сти-а-нах, Пра-во-слав-ная Цер-ковь при-зы-ва-ет сво-их чад с ве-рой и усер-ди-ем при-бе-гать в мо-лит-вах к ве-ли-ко-му Ан-ге-лу.

"...Постигая впоследствии церковную литературу, Антоний всё чаще приходил к выводу, что в том памятном видении к нему являлся сам Архангел Гавриил — возвеститель радости и спасения, первовестник и служитель Божественного всемогущества чудес и тайн Божьих , хотя и в несколько необычном для церковных представлений видении."

"Архангел Гавриил в христианстве; в исламе, как известно, Джабраил является самым почитаемым ангелом, вещающим пророкам волю и откровения Аллаха."

Есть такое выражение “Благодать Святого Духа”, “Дар Святого Духа”, “Дар Божий”. Во многих источниках говорится, что Бог познаётся Духом Святым.

По этому поводу несколько отрывков из книги Архимандрита Софрония Сахарова “Старец Силуан Афонский” :

"В русском слове Благодать выражена отчасти богословская идея о ней, понимание ее природы, а именно: благой дар Бога, или дар благодати Божией; не созданная надмирная сила (энергия) Божества.

Любовь Христова, как Божественная сила, как дар Духа Святого, Единого, действующего во всех, онтологически связует воедино; любовь усвояет жизнь любимого. Любящий Бога — включается в жизнь Божества; любящий брата, включает в свое ипостасное бытие жизнь брата; любящий весь мир, духом объемлет весь мир.

В явлении Господа ему была дана та степень познания, которая исключает сомнения и колебания. Он категорически утверждал, что кто любит Бога Духом Святым, тот непременно любит и все творение Божие, и прежде всего человека. Эту любовь он познал, как дар Святого Духа; он воспринял ее, как нисходящее свыше действие Бога; и наоборот, он испытывал всецелое погружение в Бога, приходившее в силу благодатной любви к ближнему."

«Ты милостив и даешь им благодать Святого Духа». Бог дает дар Святого Духа, и тогда человек становится свободным. «Где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3:17 ).

Недавно прочла, что благодать Духа Святого — это и есть глубинные чувства:

“Но если говорить об итоге, по большому счету, все они достигали одного и того же, - глубинных чувств, соприкосновения с миром Творца. То, что в христианстве называется благодать. Об одном и том же говорится. В принципе, глубинные чувства, соприкосновение с Богом, через Душу посредством Духа Святого.”

Всё это раскрывает необъятную помощь, которую мы получаем. Огромная благодарность за тот Дар, который может получить каждый ищущий, за помощь в его обретении. Не хватает слов, и они кажутся корявыми и грубыми, чтобы выразить то, что внутри. Нам нужно

На следующий день после Благовещения и 26 июля по новому стилю православная церковь прославляет Архангела Гавриила. Архангел Гавриил был избран Господом для того, чтобы благовестить Деве Марии, а с Нею и всем людям великую радость о Воплощении Сына Божия. Поэтому на следующий день после Благовещения, прославив Пречистую Деву, благодарят Господа и почитают Его посланника Архангела Гавриила.

Имя Гавриил означает «крепость Божия» или «Божья твердыня» . На иконах Архангел Гавриил изображается с райской ветвью, принесенной им Деве Марии или со светящимся фонарем в правой и зеркалом в левой руке.

В эти дни вспоминаются все явления Архангела Гавриила: он вдохновлял Моисея при написании книги Бытия; пророку Даниилу возвещал он о судьбах еврейского народа; являлся праведной Анне с вестью о рождении от нее Девы Марии; священнику Захарии возвещал о рождении Предтечи Господня; неотступно пребывал с Богородицей во время Ее земной жизни; являлся святому Иосифу Обручнику.

В Гефсиманском саду, где Иисус Христос молился, являлся Архангел и укреплял Его перед страданиями. Жены-мироносицы первыми услышали радостную весть о Воскресении Христовом также от Архангела Гавриила.

Архангел Гавриил входит в сонм высших Ангелов – бессмертных бесплотных духов, служителей Божиих, сотворенных Богом раньше человека. Священное писание не рассматривает особо жизни ангелов, сообщая лишь об их явлениях людям; вера Христова, направляющая все силы человеческого ума и сердца к Богу, также не углубляется в область ангелологии. Ангелы были сотворены Богом свободными существами. Часть ангелов воспользовалась этим, чтобы отпасть от Бога (падшие ангелы, демоны). Прочие сохранили верность Творцу и остались Ангелами Света.

Церковь учит, что ангельский мир состоит из девяти чинов (Рим. 8:38; Еф. 1:21, 3:10; Сол. 4:9), различающихся своей близостью к Богу и нисходящих от Бога к роду человеческому: Херувимы, Серафимы, Престолы, Начала, Господства, Силы, Власти, Архангелы и Ангелы. Постижение иерархического строения ангельского мира промыслительно сокрыто от людей в нынешнем веке, но откроется в будущем «сынам воскресения», которые, по слову Господа, будут «равны ангелам» (Лк. 20:36).

Силою любви своей к Триипостасному Богу святые Ангелы приобщаются к жизни Святой Троицы, а силою любви к миру и людям – к жизни мира. Они служат ей, оставаясь незримыми существами. Таким образом, между Небом и землею непрестанно восходят и нисходят Ангелы Божии. Церковь Христова особенно выделяет и чтит двух высших Ангелов – Архангела Михаила и Архангела Гавриила, в виду их особого участия в судьбах человечества.

Служение Архангела Гавриила промыслительно направлено Богом на спасение рода человеческого, на возвращение отпавших от Бога людей к Творцу и Вседержителю. Как в ветхозаветные, так и в новозаветные времена Архангел Гавриил сообщает людям спасительное знание свыше, возвещает о главных событиях в духовной истории человечества.

Архангел Гавриил научил в пустыне праотца Моисея книжному писанию, сообщил ему о начале мира и создании первого человека и научил всякой премудрости. Пророку Даниилу Архангел Гавриил явился и открыл таинственное значение пророчества о семидесяти седминах, сообщив о времени освобождения иудеев из вавилонского плена, а также о времени Боговоплощения (Дан. 8:16; 9:21). По церковному преданию именно Архангел Гавриил возвестил праведным Иоакиму и Анне о рождении от них Пресвятой Девы Марии, а священнику Захарии – о рождении святого пророка Иоанна Предтечи (Лк. 1:5-25).

Будучи послан Богом в Назарет, Архангел Гавриил явился Пресвятой Деве, обрученной праведному Иосифу, и возвестил Ей зачатие Сына Божия осенением и действием в ней Духа Святого (Лк. 1:30-35). Полагают, что именно Архангел Гавриил явился во сне праведному Иосифу для уверения того в безгрешности Девы Марии (Мф. 1:20-21), а когда Господь Иисус Христос родился в Вифлееме, Архангел Гавриил явился пастухам и возвестил им о рождении Спасителя (Лк. 2:8-11).

Полагают также, что именно Архангел Гавриил укреплял Господа в Его молитве на горе Елеонской (Лк. 22:43) и сообщил женам-мироносицам о Воскресении Христовом (Мк. 16:5-7). Архангел Гавриил предстал также и Матери Божией, когда Она молилась на Елеонской горе и возвестил: «Сын Твой и Бог наш ждет Тебя со всеми Архангелами и Ангелами, Херувимами и Серафимами, со всеми небесными духами и душами праведных, чтобы взять Тебя, Матерь Свою, в горнее Царство, где ты будешь жить и царствовать с Ним вечно!». В знамение торжества Благодатной над телесной смертью Архангел Гавриил вручил Ей райскую ветвь от финикового дерева.

В православной иконографии святой Архангел Гавриил обычно запечатлен в образе Ангела-Благовестника с оливковой ветвью в руках – символом примирения Бога и творения. Этот образ помещают в храме над Царскими вратами. Святая Церковь, вспоминая многократные явления Архангела Гавриила в истории Ветхого и Нового Завета, возносит горячие молитвы к этому неусыпному ходатаю, заступнику и благодетелю рода человеческого.

Празднование Собора Архангела Гавриила происходит 2 раза в году - 8 апреля и 26 июля .

Храм Гавриила Архангела , великомученника Феодора Стратилата находится в Архангельском пер.,15а (м."Чистые пруды").

Из книги Православные праздники [с календарем на 2010 год] автора Шуляк Сергей

26 Июля – Собор Архангела Гавриила На следующий день после Благовещения и 26 июля по новому стилю православная церковь прославляет Архангела Гавриила. Архангел Гавриил был избран Господом для того, чтобы благовестить Деве Марии, а с Нею и всем людям великую радость о

Из книги Жития Святых - месяц март автора Ростовский Димитрий

Из книги Жития Святых - месяц июль автора Ростовский Димитрий

Из книги Правила Святой Православной Церкви с толкованиями автора Милош Епископ Никодим

Правила Шестого Вселенскаго Собора, Трулльскаго (иначе Пято-Шестого Собора) Правило 1 При начатии всякаго и слова и дела наилучший чин есть от Бога начати, и с Богом оканчивати, по глаголу Богослова. Сего ради и ныне, когда и благочестие нами уже ясно проповедуется, и

Из книги Праздники православной церкви автора Алмазов Сергей Францевич

Из книги Беседы автора Сербский Николай Велимирович

Из книги Афонский патерик или Жизнеописания святых на Святой Афонской Горе просиявших автора Автор неизвестен

Благовещение Пресвятой Богородицы. Евангелие архангела Гавриила Лк., 3 зач., 1:24-38. Солнце отражается в чистых водах, а небо - в чистом сердце.Много обителей у Бога Духа Святаго в этой пространной вселенной, но чистое сердце человеческое есть обитель Его величайшей радости.

Из книги Жития Святых (все месяцы) автора Ростовский Димитрий

Память неизвестного по имени инока, удостоившегося явления Архангела Гавриила В похвальном слове просиявшим на Святой Горе Отцам блаженной памяти Никодим Святогорец упоминает и того, не известного по имени блаженного инока, который, живя в подчинении у своего

Из книги Памятники Византийской литературы IX-XV веков автора

Собор святого архангела Гавриила На другой день после Благовещения Пречистой Девы Богородицы Церковь издавна постановила иерусалимским уставом и уставом великой обители святого Саввы праздновать собор святого архангела Гавриила особым днем и песнопением, почитая

Из книги Библейские сказания автора Автор неизвестен

Собор святого Архангела Гавриила Благовестника нашего спасения, великого слугу Божьего и радостного посланника к Пречистой Деве Марии (Лк.1:26), Архангела Гавриила мы восхваляем в песнопениях, составляя ему второй раз праздничный собор. Первый его собор празднуется на

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том I (январь – март) автора Дьяченко Протоиерей Григорий

СТИХИРА НА АРХАНГЕЛА МИХАИЛА Трисиятельной троицы Огнезарный воителю, Михаиле прославленный, Ныне радуйся И с небесною силою Возопи в ликовании: Отче, свят еси, Свято собезначальное Слово вечное, Свят и дух святый, слава единая, и единое царствие, Божество

Из книги Святитель Тихон. Патриарх Московский и всея России автора Маркова Анна А.

Благовещение Пресвятой Деве Марии. Явление Архангела Гавриила Захарии и посещение пресвятой Девой Марией Праведной Елисаветы Однажды, когда Пресвятая Дева Мария читала книгу пророчеств Исаии, перед ней вдруг явился посланник Божий, архангел Гавриил, и

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том III (июль – сентябрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Собор св. Архангела Гавриила (Об ангелах) I. Подобно тому, как на следующий день после праздника Крещения Господня чествуется св. Иоанн Креститель, так и в день, следующий за Благовещением, Св. Церковь собирается для торжественного празднования тому святому архангелу,

Из книги автора

Из книги автора

Поучение 1-е. Собор св. архангела Гавриила (К чему должна побуждать нас уверенность в том, что св. ангелы посылаются Богом в служение нам и пекутся о спасении нашем?) I. В день собора в честь св. архангела Гавриила воспоминаются и прославляются все чудесные его явления, как

Из книги автора

Поучение 2-е. Собор св. архангела Гавриила (О мире ангельском) I. В день собрания верующих для прославления св. архистратига Гавриила и прочих небесных бесплотных сил да будет наша беседа о мире ангельском.II. а) Итак, что же такое ангелы? Ангел, братия мои, слово не русское, а